Российский театр показал Европе современное искусство
В Петербурге прошло вручение XIV Европейской театральной премии и XII Европейской премии «Новая театральная реальность»
В Петербурге прошло вручение XIV Европейской театральной премии и XII Европейской премии «Новая театральная реальность»
Этот театральный фестиваль, как олимпиада, — каждый раз проходит в другом европейском городе. В 2011-м вот провели у нас, в Петербурге. Мероприятие организовано масштабно: приехали около четырехсот театральных деятелей — театроведов, искусствоведов, режиссеров, студентов и гостей со всей Европы. Организаторы презентовали фестиваль как «самую престижную европейскую театральную премию», приравнивая его к Каннскому фестивалю и опять же к Олимпийским играм. Петербургским театралам обещали представить «широкий спектр мирового сценического искусства». И вот что мы увидели…
Премия присуждается в двух номинациях: за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и за создание «новой театральной реальности».
Что касается первой номинации, то она вопросов не вызывает: нам показали спектакль Юрия Любимова «Мед» — и большое спасибо за это, потому что Театр на Таганке уже лет десять не был на гастролях в Петербурге. Мы смогли убедиться, что, несмотря на солидный возраст, Юрий Петрович находится в прекрасной творческой форме и его спектакли по-прежнему остаются мощными личностными высказываниями. В спектакле «Мед» Любимов говорит о том, что мед жизни ему доставался исключительно на острие ножа. Мы знаем об этом из учебников по истории театра, но режиссер смог своим собственным художественным языком рассказать нам свою историю, вписанную в историю ХХ века. Любимову вручили Специальную премию, а Главная премия досталась столь же легендарному немецкому режиссеру — Петеру Штайну. Разумеется, это более чем справедливое решение — другое дело, что спектакль «Разбитый кувшин», которым был представлен на фестивале театр «Берлинер Ансамбль», кажется не то что устаревшим, а уже мертвецом. Спектакль — не музейный экспонат, а театр дело живое, и трудно, посмотрев архаичный «Разбитый кувшин», представить, что он сделан рукой того же мастера, что и легендарные «Гамлет» или «Орестея».
Но вот вторая часть фестивальной программы вызвала только недоумение и разочарование. «Новую театральную реальность» демонстрировали режиссеры из Чехии, Исландии, Финляндии, Португалии, России. Спектакль «Театр» чешского режиссера Вилиама Дочоломански — из разряда модного лет пятнадцать назад «физического театра»: пластические этюды на темы человеческой физиологии и чувственности. Актеры театра-студии «FARM in the СAVE» продемонстрировали, что они умеют двигаться, прыгать и бегать, но совершенно не способны к внутренней жизни, их глаза остаются пустыми, и ни в какую историю отдельные пластические номера не складываются. Театр «Вестурпорт» (режиссер Гисли Эрн Гардарссон) из Исландии показал красивый и совершенно традиционный спектакль «Превращение» и разбитного «Фауста», в котором единственное, что можно счесть новаторством, — это соединение цирковых элементов с драматическим театром. Конечно, и такое мы уже видели не раз, только уровень технического оснащения исландцев и правда вызывает уважение: там все горит, ездит, взрывается и актеры в нижнем белье носятся по сетке над головами ошеломленных зрителей. Спектакль «1974» португальского театра «Меридиональ» (режиссер Мигель Сеабра) напомнил студенческие этюды, рукой мастера собранные в единое, претендующее на масштабность и философию зрелище. Даже без перевода понятно, что португальцы занимаются рефлексией — делают зарисовки на тему своих этнических обрядов, рождения человека, свадеб, войн и пытаются осмыслить происходящий распад национальной культуры, потесненной культурой массовой. Режиссерский язык, которым сделан спектакль, может казаться новаторством в португальском театре, но уже давно устарел в российском. И единственный спектакль на фестивале, про который можно не кривя душой сказать, что это и есть новая театральная реальность, — «Счастье» Андрея Могучего. Так что мы искренне рады за петербургского режиссера и петербургский театр, это не Европа показала нам, что такое современное театральное искусство, а Петербург — Европе.
Виктория АМИНОВА Фото Виктора КРОНБАУЭРА