Российское кино все же оказалось там, куда его однажды отправили
Подводя итоги почти прошедшего киногода, невозможно обойтись без конкретных цифр и отвлеченных рассуждений. Прежде всего — год завершился слишком печально. Смертью того, кто ..
Подводя итоги почти прошедшего киногода, невозможно обойтись без конкретных цифр и отвлеченных рассуждений.
In Memoriam
Прежде всего — год завершился слишком печально. Смертью того, кто в сознании народном жил под именем Штирлица, а вообще-то был прекрасным, красивым, тонким, умным артистом и человеком. Последнее время Вячеслав Тихонов снимался мало, жил почти отшельником, и его уход не был так уж непредсказуем (81 год, давно болел). Но — чувство такое же, как когда умер Бергман и стало понятно, что, в общем, уже никого и не осталось. Старые почти все ушли, новые не приходят, и как будто бы даже нет в них надобности, и от этого еще страшней.
Вообще же потерь, как и во всякий год, было много. Конечно, все они померкли в свете софитов совершенно нечеловеческого ухода Майкла Джексона. Сложно сказать, сколько народа во всем мире «нагрелось» на его смерти, но высказывание, брошенное в одной из упоительных пользовательских рецензий на фильм «Майкл Джексон. Вот и всё»: «Смерть певца не помешала его фантастической карьере», — лучше всего описывает сложившуюся ситуацию. На этом фоне потерялась смерть Клода Берри — президента Французской киноакадемии, режиссера, актера, сценариста: знакового персонажа европейского кино, имевшего отношение ко многим заметным кинособытиям Франции последних десятилетий. Берри было 74, а Михаилу Калатозишвили, автору «Дикого поля», о котором недавно крепко спорили поклонники авторского кино, — всего пятьдесят. Лишь на несколько лет больше кумиру 80-х Патрику Суэйзи. Чуть за шестьдесят — почетному Арамису всех времен Игорю Старыгину, про которого только после смерти узнали, что он играл в театре, был прекрасным артистом, а не только надменным мушкетером с кукольным личиком из лубочного фильма нашего детства.
Кино ползет
От похорон фактических цинично перейдем к погребению метафорическому — можно почти уверенно сказать, что российское кино в 2009-м завернулось в простыню и поползло по направлению к кладбищу, правда, застряло где-то на полпути.
В самом начале кризиса крупные российские продюсеры (Андрей Сигле, Игорь Каленов) говорили о положительном влиянии экономического коллапса на российский кинематограф: предполагалось, что из него уйдут случайные люди, он очистится от скверны и станет почти таким же могучим, как и прежде. Случайные люди (во всяком случае многие из них), испугавшись разорения, и впрямь отказались от мыслей о кинопроизводстве — вернулись к колбасе, бананам и стройматериалам. Но рассвет так и не начался — возможно, еще просто рано не только говорить о нем, но и думать. Всего в 2009-м на кинопроизводство было потрачено 110 млрд. рублей. Почти все российские фильмы, вышедшие в прокат в 2009-м (их было 88), были начаты (а то и вовсе доделаны) в 2008-м. Почти все российские блокбастеры, вышедшие в прокат в 2009-м, не заработали ни копейки; впрочем, это не новая тенденция — продюсерский убыток за последние четыре года составил 15 млрд. рублей. Вскрики продюсеров о том, как прекрасно обстоят дела и как стремительно мы приближаемся к Голливуду, на этом фоне выглядят особенно комично.
Посещаемость кинотеатров упала на 9%, цены на билеты выросли. На первых местах прокатного топа по-прежнему заграничные хиты, правда, в первой десятке есть пять отечественных — в частности, «Тарас Бульба» и «Любовь-морковь-2». Понятно, что в этой десятке нет ни одного авторского проекта, на которые год 2009-й был неожиданно богат: «Кислород» Ивана Вырыпаева, «Волчок» Василия Сигарева, «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова, «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай-Германики, «Бубен, барабан» Алексея Мизгирева, «Сказка про темноту» Николая Хомерики. Пока рынок блокбастеров ложился в руины, окончательно сформировалась новая российская волна «молодых и сердитых»: чудище это уныло, беспросветно, талантливо и местами страшно. По большей части они снимают про неизбывную тоску и мрак российской действительности — провинциальной или столичной, даром что сразу двое режиссеров пришли из новой драмы. У этого «чудища» есть свой зритель, но почти нет дороги к нему, поскольку прокат артхаусного кино находится в еще более ужасном состоянии, чем просто прокат. В Петербурге на показ подобного кино отваживаются от силы два кинотеатра, и то выборочно — для «Сумасшедшей помощи», которую авторитетные люди вполголоса называют лучшим российским фильмом этого года, не нашлось места ни в одном кинотеатре нашего города, кроме странного мультиплекса на окраине.
«Тарас Бульба» — кинособытие значимое хотя бы потому, что Гоголю стукнуло 200 лет.
И дальше будет ползти
Следующий год не сулит принципиальных изменений. Государство пообещало выделить на кинопроизводство около 5 млрд. рублей — это почти в два раза больше того, что было, но по-прежнему капля в море. А главное, пока непонятно, каким образом будут распределяться эти государственные деньги: как в 2009-м, путем проведения тендера и только на завершение уже начатых проектов, или как-то иначе. В любом случае кто-то должен помочь Никите Михалкову выпустить наконец его «Утомленных солнцем-2».
Они как раз в числе самых ожидаемых релизов 2010-го. Еще обещают «Остров проклятых» Мартина Скорсезе по роману Дэнниса Лихейна — о том, как двое полицейских оказались на острове, полном взбунтовавшихся психов; «Алису в стране чудес» Тима Бёртона с Джонни Деппом в роли Сумасшедшего Шляпника и Аланом Рикманом в роли Гусеницы и целую кучу сиквелов: «Шрэк-4», «Секс в большом городе-2», «Гарри Поттер: Дары смерти» и даже, о ужас, «Мы из будущего-2» с воскресшей героиней Екатерины Климовой, но, увы, без Данилы Козловского.
Топ-10 самых кассовых фильмов 2009 года выглядит так
1. «Ледниковый период: Эра динозавров»
2. «2012»
3. «Обитаемый остров. Фильм первый»
4. «Гарри Поттер и Принц-полукровка»
5. «Тарас Бульба. Запорожская Сечь»
6. «Трансформеры: Месть падших»
7. «Каникулы строгого режима»
8. «Любовь-морковь-2»
9. «Стиляги»
10. «Форсаж-4»
Топ довольно позорный во всех отношениях, кроме разве что «Стиляг» и — с натяжкой — «Тараса Бульбы» (последний — исключительно из уважения к 200-летнему юбилею Николая Васильевича). Вообще позорного в этом году было достаточно, и это касалось не только непосредственно фильмов.
«Ледниковый период: Эра динозавров» побил все рекорды посещаемости. Мультяшные герои оказались симпатичнее реальных.
Видно и стыдно
Если не считать дичайших по всем параметрам блокбастеров «Ангелы и демоны» и «2012», не вспоминать про «Самый лучший фильм» (или что там еще придумали товарищи из «Comedy club») и простить режиссеру Юнгвальду-Хилькевичу, отправившему в преисподнюю кумиров моей юности мушкетеров с д’Артаньяном, главная стыдоба, конечно, происходила в Союзе кинематографистов. Профсоюзы, в том числе и киношные, во всем цивилизованном мире являются реальной силой и решают реальные вопросы. В России в Союзе кинематографистов разыгрываются фантасмагорические сцены из жизни русской «аристократии»: приходит (буквально как к себе домой, презрев человеческие и юридические законы) боярин, вынимает квашеную капусту из усов, стучит кулаком и говорит, что тут его территория. С другой стороны тоже что-то доносится, более интеллигентное, но менее внятное. Все вокруг уже давно забыли, что такое Союз кинематографистов, зачем он нужен и нужен ли вообще. На этой волне толпа творческой молодежи бежит в союз получать членские билеты. Красота.
Шерлок Холмс вместо плохого Санты
А больше как-то ничего интересного и не произошло. Новый фильм Алексея Балабанова «Морфий» не произвел такого оглушительного впечатления, как «Груз 200». Церемония вручения «Оскара» была смертельно скучной. Романа Поланского посадили, но уже выпустили. «Бесславные ублюдки» констатировали, что эра Тарантино в кино закончилась, и даже не очень ясно, сокрушаться этому или радоваться. Ларсу фон Триеру после «Антихриста» настоятельно советовали продолжить антидепрессивную терапию, хотя его фильм гораздо пристойней «Царя» или недавней премьеры — фильма «Похороните меня за плинтусом», режиссер которого Сергей Снежкин чудесным образом умудрился превратить ироничную и светлую повесть Павла Санаева в абсолютно беспросветный кошмар. А 31 декабря нас ждет в кинотеатрах Шерлок Холмс в исполнении Роберта Дауни-мл. И ничто нас не удержит от похода в кино, разумеется.
Инга БЕРГМАН
Важно: Правила перепоста материалов