Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Рукописи не хранил никогда

Сегодня Петербург отмечает 80-летие со дня рождения прекрасного композитора Андрея Петрова.

Сегодня Петербург отмечает 80-летие со дня рождения прекрасного композитора Андрея Петрова.

Ключевые события, посвященные юбилейной дате: издание книги «Ваш Андрей Петров. Композитор в воспоминаниях современников», выпуск музыкального альбома из трех компакт-дисков, включающих симфонические, песенные и камерные произведения Андрея Павловича, издание нотного тома последних сочинений композитора. А сегодня пройдут два концерта из произведений композитора: в сквере Андрея Петрова (Каменноостровский пр., 30) и на площади Искусств, у главного входа в Русский музей.

Наш корреспондент встретился с композитором Ольгой Петровой, дочерью Андрея Павловича, сопредседателем Фонда сохранения и развития творческого наследия Андрея Петрова.

Уже родился правнук…

— Ольга Андреевна, чем занимается Фонд Андрея Петрова?

— Сейчас мы в водовороте событий, связанных с 80-летием. Выходит книжка, над которой работали больше года. Автор-составитель Олег Сердобольский собрал воспоминания самых разных, очень интересных людей, книга получилась яркая, красивая, богатая иллюстрациями.

В течение трех лет мы проводим Всероссийский фестиваль Андрея Петрова и конкурс композиторов. Привели в порядок архив — рукописи, статьи, видео, аудио. Второй сезон проводим концерты в сквере Андрея Петрова на Каменоостровском. Папа очень любил концерты не только в филармонических залах и театрах, но и на улицах, площадях.

На этот раз в сквере на Каменноостровском в 15 часов будут петь Эдуард Хиль, Евгений Дятлов, Михаил Новицкий и группа «СП Бабай», Манана Гогитидзе (внучка Андрея Павловича. — Прим. авт.). Пятеро молодых композиторов сделали музыкальное приношение на темы песен папы. Наш фонд готовит также симфонический концерт в Большом зале Филармонии, который состоится 15 сентября.

Папу все очень любили. И мы рады, что музыка его по-прежнему востребована, звучит и с филармонических сцен, и с эстрады, а фильмы с его мелодиями без конца крутятся на разных телеканалах.

— Вы руководитель фонда?


— Президент — моя мама, Наталья Ефимовна, а я при ней. У нас есть исполнительный директор Елена Белкова. Дел всем хватает.

— Среди воспоминаний в книге «Андрей Петров» есть неожиданные?

— Конечно. Имена-то какие: Алферов, Михалков, Темирканов, Гранин, Фрейндлих, Басилашвили, известные музыканты, дирижеры… Есть воспоминания двух моих подруг, которые в пору нашей юности попали в наш дом. Воспоминания очень разные, немало смешных эпизодов. Папа умел сочетать серьезность, мудрость с юмором, иронией, розыгрышами. Уж на что я хорошо знаю отца, но книгу
прочитала с огромным интересом.

— А воспоминания Ольги Андреевны Петровой там есть?


— Нет, потом, отдельно, может быть, соберусь и напишу. Зато есть воспоминания моих детей, внуков Андрея Павловича.

— А чем сейчас занимаются внуки Манана и Петр?

— Петя играет на контрабасе в Академическом симфоническом оркестре Санкт-Петербургской филармонии, который возглавляет Александр Дмитриев. Также занят в квартете контрабасов «Бас-квартет». Ему 29 лет, его жена — музыкант оркестра, детей у них пока нет.

Манана преподает в Театральной академии, на музыкальной кафедре. Она занята в трех спектаклях «Приюта комедианта», в спектакле «Чикаго» в Музкомедии, поет в различных концертах. Замужем за Антоном, он актер, у них пятимесячный сын Филипп.

Живем мы дружно. Вот сегодня Петя с Антоном поехали книжки, буклеты к юбилею забирать. Манана споет на концерте в сквере имени своего дедушки.

— А как самочувствие, настроение у Натальи Ефимовны?

— Спасибо, хорошо. Мы все ее стараемся опекать, поддерживаем.


Супруги Петровы всегда были парой, которой все любовались.


Черновики уничтожал безжалостно

— Оля, а сами в эти четыре года, что прошли после смерти папы, музыку пишете?

— Меньше, чем раньше. Очень многое изменилось в моей жизни. С папой я была как за каменной стеной, занималась семьей и творчеством. Других забот у меня не было, а теперь, в связи с работой фонда, их намного больше появилось.

Но не так давно я написала музыку для балета «Лисистрата», который, надеюсь, будет поставлен в Москве в Театре классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василёва. Написала детский мюзикл «Фестиваль птиц». Писала также небольшие симфонические произведения.

— А как поживает написанный вами в соавторстве с отцом мюзикл «Капитанская дочка»?

— Сначала он был поставлен в Бостоне. В Петербурге за него взялся Театр «Рок-опера», сделав свою версию, сильно отличающуюся от оригинала. К сожалению, спектакль не очень востребован.

— Приведя в порядок архивы отца, вы не обнаружили музыку «неизвестного Петрова»?


— Неизвестного Петрова нет. У папы счастливо сложилась судьба: все, что он писал, — все исполнялось. Есть кое-что немного подзабытое, что реже исполнялось, но исполнялось все-таки. Он не тот человек, который писал в стол, так что никаких шедевров, забытых или необнаруженных, нет. И знаете, он всегда уничтожал все свои рукописи, чистовик шел под расписку, а рукописи не хранил никогда.

— Почему же?

— Он любил цитировать Пастернака: «Не надо заводить архива, над рукописями трястись. Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех». Отец считал: если готов чистовой вариант, зачем хранить рукопись? В его кабинете стояло большое ведро для мусора и бумаг, все туда улетало...

Недоглядели, недосмотрели…

— Накануне 75-летнего юбилея я встречался с Андреем Павловичем, чтобы сделать интервью на темы здорового образа жизни. Меня тогда удивили его моложавость, бодрость, на здоровье он не жаловался… События 2006 года стали шоком для многих. Он ведь сам пришел в клинику, недалеко от дома, на плановую операцию. Ничто не предвещало беды…

— У него была такая незначительная операция, которую, наверное, можно было бы и не делать. Не знаю, сейчас трудно судить, что и как. Все прошло как положено, он несколько дней провел в клинике, должен был выписываться. И буквально в день выписки у папы случился инсульт. Но и тогда все говорили: «Ничего, это лечится, в большинстве случаев все восстанавливается, если сразу принять меры». Мы еще подумали: это случилось в больнице, а не дома — ему тут же помогли. Но все обернулось иначе.

Когда потом мы прокручивали, вспоминали какие-то разговоры, то понимали: он что-то предчувствовал. Его последняя симфония называется «Прощание с…». Она исполнялась на большом концерте, посвященном 75-летию.

— А каким он был отцом?

— Когда я была маленькой, папа был всегда занят, и, может быть, поэтому я с каким-то пиететом к нему относилась, зная, что папа — это что-то такое «не всегда доступное». А потом, когда я подросла, у нас установились абсолютно доверительные отношения. Он никогда не давил, очень помогал советом, но только в том случае, если я сама к нему обращалась. Сам никогда не лез с наставлениями. Мы были друзьями.

— Андрей Павлович ушел из жизни верующим человеком или атеистом? Мы как-то с ним разговаривали, и он рассказал, что в принципе он православный, но вырос в стране атеизма...

— Конечно, вырос в атеизме, поэтому ему было трудно. Он был верующим не по каким-то канонам, а просто человеком, который верит, что Там что-то есть, кто-то за всем этим стоит, что все равно есть высшие силы. Думаю, на вопрос «есть ли Бог?» он ответил бы: есть, только в каком-то своем понимании.

— Он был крещеным?

— Его втайне от родителей крестила бабушка. И представляете, сохранилась рубашечка, в которой его крестили, и в этой же рубашечке мы недавно крестили Филиппа…

Беседовал Михаил Антонов

Фото Натальи Чайки



Можно ли нарисовать музыку?


Шесть петербургских художников решили внести свой вклад в празднование 80-летия со дня рождения Андрея Петрова.

При поддержке «Вечернего Петербурга» 2 сентября в 14 часов в сквере на Каменноостровском, носящем имя композитора, художники прямо на глазах у всех будут рисовать картины, посвященные Андрею Петрову.

Подробнее об этом мероприятии нам рассказал художник Юрий Иваненко:

— У нас есть такой проект «Душа Петербурга». А ведь все творчество Андрея Петрова — это звучащая душа нашего города. Что именно мы будем рисовать, пока не знаю. Ведь невозможно средствами изобразительного искусства выразить музыку! Поэтому скорее всего попробуем передать атмосферу праздника, запечатлеть каких-то людей, гостей, все, что связано с миром Андрея Петрова как человека, композитора и петербуржца. Пока в современном изобразительном искусстве нет ничего, связанного с Андреем Петровым, но может быть, у нас что-то получится.

↑ Наверх