Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 19 ноября 2024

Рынок с трудной судьбой

Сенную площадь ждет очередное переустройство

— Правда ли, будто под Сенной площадью скрыты подземные ходы и помещения, из-за которых ее — по примеру «Чрева Парижа» — называли некогда «Чревом Петербурга»? — задал «Вечерний Петербург» вопрос авторитетнейшему краеведу города, собирателю мифов и легенд Северной столицы Науму Синдаловскому.



Легенды и реальность
— Что вы, — изумился Наум Александрович, — никакого «чрева Петербурга» никогда не было. На площади стоял просто Сенной рынок, и легенд от него не осталось. А вот о том, что вокруг площади кишело, — конечно! Остался обширный материал.
Мрачные были места, уголовщина: притоны, трущобы, кабаки, неистребимый базар. Базар и остался: здесь вполголоса предлагают продать медали-часы-телефоны, орет музыка — зазывают в ларьки с дешевыми DVD, тут же торговцы с лотками и ящиками — у них шапки, перчатки и фальшивые духи. По периметру площадь в торговых павильонах, между ними и перед проезжей частью — чугунные скамейки и колеса, привет от старого Сенного рынка к 300-летию Петербурга. В теплое время года на скамейках пьют пиво и курят, а сейчас они занесены снегом.

«Проклятое место»
«Вчерашний день, часу в шестом, зашел я на Сенную. Там били женщину кнутом, крестьянку молодую» — и это все о ней — поэт Некрасов. Половину истории Петербурга Сенная — место экзекуций. В 1831 году прославилась подвигом императора Николая I — он лично усмирял на ней холерный бунт, что отображено на барельефе конной статуи императора на Исаакиевской площади.
С базаром-криминалом пыталась бороться Советская власть. К 1930-м годам притоны в окрестностях ликвидировали, торговый комплекс рынка из металлического каркаса — снесли. Территорию закатали в асфальт. К 1960-м годам снесли также церковь, построив на ее месте станцию «Площадь Мира» — ее рухнувший в 1999 году козырек похоронил под собой несколько человек. Трагедия заставила заговорить о проклятом месте.
Теперь Сенной определили новое предназначение — крупнейшего транспортно-пересадочного узла, связанного с посещением торговых комплексов. А именно комплекса «ПИК» с магазинами и киноцентром на самой Сенной и еще одного торгового центра с боулингом в прилегающем переулке Ефимова.


Укрощение хаоса
— Последняя реконструкция Сенной площади была проведена в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, — напоминает Александр Кузнецов, главный инженер нового проекта планировочного решения Сенной площади, заместитель начальника отдела комплексного проектирования ГУП «Ленгипроинжпроект». — Из стихийного рынка с множеством ларьков хотели сделать пространство, достойное центра европейского города и соответствующее его внешнему облику.
«Ленгипроинжпроект» — подразделение комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга (КГА). Практически все крупные проекты переустройства площадей и набережных исторического центра города исходят из стен этого учреждения. Именно «Ленгипроинжпроекту» заказали сформировать на Сенной иное, свободное городское пространство.
— Потому что за небольшое время, прошедшее после юбилейной реконструкции, Сенная вновь оказалась в немыслимом состоянии, — объясняет Александр Владимирович. — Площадь вновь заполнило неистребимое племя торговцев. Анализ пешеходного движения показал участки, по которым проходят до 66 тысяч человек в сутки, это ближе к метро. Немного в стороне — около 30 — 40 тысяч человек в сутки, тоже очень большая интенсивность. Причем совершенно непонятно, как эти люди могут пользоваться общественным транспортом — кроме метро. Где остановки? У маршруток они где-то на углу, у канала Грибоедова.
Между тем, подчеркивает главный инженер проекта, Сенная площадь — крупнейший транспортный узел. Здесь пересекаются три линии метро, сюда выходит Московский проспект, площадь пересекает Садовая улица. И все это упирается в примитивный базар.
Хаос предполагают устранить, убрав все павильоны и выделив полосы движения общественного транспорта. Место для треснувшей минувшим летом и демонтированной Башни Мира в проекте планировочного решения не обозначено. Имеется место для другой доминанты — церкви с колокольней.
— Но церковь — это отдельный проект, мы ее сейчас не касаемся, только определяем место, — поясняет Александр Кузнецов. — Границы фундамента снесенной церкви Спаса на Сенной проходят по наземной станции метро. Соответственно, она сдвигается ближе к черте площади.
Сам павильон бывшей станции «Площадь Мира», ныне «Сенной», ради которого снесли церковь, может в свою очередь исчезнуть. В планах вход в метро из вновь сооруженного здания — второй очереди центра «ПИК», в виде гостиницы: там, где сейчас парковка.
— На площадке за нынешней часовней предполагается устройство подземной двухэтажной стоянки, — говорит главный инженер проекта, но предостерегает не только от утверждений «здесь будет паркинг», но и от заявлений «на Сенной ликвидируют все ларьки». Мы говорим только о проекте, идее.
Реконструкция площади намечена на 2011 год.

Первый ход — за метростроителями
— До конца года на площадке перед «ПИКом» начнутся подготовительные работы по сооружению наклонного хода и вестибюля станции «Спасская», — сообщила «Вечернему Петербургу» пресс-секретарь Петербургского метрополитена Юлия Шавель. — Как будет выглядеть вестибюль, говорить преждевременно, разработка архитектурного решения еще впереди. А проходческие и строительные работы уже пора начинать. Станцию планируют открыть в 2014 году.
Не исключено, что ее вестибюль разместится в корпусе нового здания, как это было сделано со «Звенигородской» и делается сейчас на станции «Обводный канал». Войдет ли в этот корпус и выход со станции «Сенная площадь»?
— Может быть, и будет стыковка, — предположила Юлия Шавель. — Но наклонный ход — самое сложное в метростроении в Петербурге.
Снос павильона «Сенной площади» освободил бы историческое место для церкви и вернул бы храм в композицию площади, а не на вольно выбранную площадку. Но надо ли сооружать эту доминанту заново? Насколько вообще корректна распространяющаяся практика «новоделов»? Об этом, как и в целом о проекте реновации Сенной, мы услышим на предстоящем в декабре заседании Градостроительного совета Петербурга.



Алла РЕПИНА, фото автора

↑ Наверх