Рюмка из гильзы, зажигалка из пули
Нарвские ворота — место, конечно, уникальное. Невозможно привыкнуть к тому, что в этом сооружении, в его объемных, но все же ограниченных внутренностях скрывается еще один мир. А он там есть, живет и здравствует. Вы поднимаетесь по бесконечной лестнице, завитой наподобие улитки, и оказываетесь в небольшом, но достаточно просторном зале. Здесь открыта выставка «Город Победителей».
Нарвские ворота — место, конечно, уникальное. Невозможно привыкнуть к тому, что в этом сооружении, в его объемных, но все же ограниченных внутренностях скрывается еще один мир. А он там есть, живет и здравствует. Вы поднимаетесь по бесконечной лестнице, завитой наподобие улитки, и оказываетесь в небольшом, но достаточно просторном зале.


Здесь открыта выставка «Город Победителей». Необычные экспонаты, выставленные в витринах, — это вещи, связанные с войной и военным бытом. Вот зажигалка, сделанная из пули; рюмка, сделанная из гильзы.

— Наверное, чтоб взбодрить себя перед атакой, — предполагает куратор выставки Алексей Аранович. — А вот так называемая халкинголка — шлем образца 36-го года, из времен, когда товарищ Буденный еще активно продвигал свою кавалерию. Он с гребнем — чтоб лучше защитить голову бойца от сабельного удара. Халхинголки активно использовались во время массовой мобилизации, когда более нового обмундирования не хватало.
— Тут — портсигар из карельской березы, в который вставлены маленькие серп и молот, очевидно снятые с буденовки, — рассказывает участник поискового отряда «Северо-Запад» Иван Симонов, лично нашедший некоторые из этих экспонатов. — Вот похоронка солдата, погибшего в 44-м году. Перед этим он был награжден медалью. А это — его же наградной лист, залитый кровью...

Есть на выставке и экспонаты «с другой стороны» — гравированные накладки с ножен финских ножей. На одном — герб Суоми, на другом — название части и дата: 42-й год.
Организаторы выставки вообще охотно и подробно рассказывают про любой экспонат и с удовольствием обращают внимание на особенно интересные предметы. Например, на открытки военного времени. Некоторые из них, с Михаилом Кутузовым и Александром Невским, — фактически копии тех лубочных открыток, которые выходили еще в Первую мировую войну.
Другие, как выясняется, нарисованы художниками буквально с натуры — откровенно изображены виды блокадного Ленинграда. Художник Иван Астапов зарисовал маскировку и укрытие памятников в 41-м году — и эти картины тоже здесь представлены.

Куратор Алексей Аранович подводит итог:
— В этой выставке, мне кажется, уникально совмещение тех предметов, что здесь представлены, с тем местом, где они выставлены. Нарвские триумфальные ворота, конечно, напрямую связаны с воинской славой. Через них входили еще войска, победившие Наполеона. В 45-м через них проходят войска, победившие фашизм. Все экспонаты, которые мы здесь видим, были сохранены в домашних архивах или найдены командами поисковиков.
Выставка продлится до 27 июня.
Фото Натальи ЧАЙКИ