С добрым утром, Бах!
В связи с моими программами на радиостанции «Серебряный дождь» я получаю огромное количество писем. Два послания, которые вы прочтете, пока не имеют отношения к Санкт-Петербургу. Но делать выводы необходимо всем. Пятница с Михаилом Казиником.
В связи с моими программами на радиостанции «Серебряный дождь» я получаю огромное количество писем. Два послания, которые вы прочтете, пока не имеют отношения к Санкт-Петербургу. Но делать выводы необходимо всем.
«Нашему городскому органу в этом году исполняется 25 лет, но это его последний день рождения, и мы запишем несколько органных произведений.
Играть будет Николай Григоров. Он, как и мы, хочет увековечить этот инструмент перед его гибелью. Дмитрий Толмачев, специалист по настройке и ремонту органов, недавно вернулся из Германии и с удивлением поведал, что наш махонький и неказистенький орган звучит лучше многих германских.
Возможно, все дело в храме, который является декой этого божественного инструмента.
Харьковский орган разбирают, потому что храм (органный зал) передают православной церкви.
Думается, что, если бы стены были расписаны Леонардо да Винчи, приказали бы сбить его фрески...
Это тот уровень абсурда, когда уже даже не печально, а больше...
Вспомнились Ваши слова о том, что в православных церквах не хватает рояля и органа. И Ваше: «Кто посмеет разделить культуры?!
Кто посмеет разделить религии?!» Юлия. Харьков»
«...У нас большая проблема. В Челябинске есть орган — единственный на Урале. Он построен около 20 лет назад в здании, которое до революции принадлежало православной церкви. Наш губернатор решил разобрать орган и вернуть здание верующим. Для тысяч людей это настоящая трагедия. У нас в городе живет очень хороший органист — Владимир Хомяков. На его выступления постоянно собирается полный зал. Наш орган очень дорогой (около 2 млн. евро), и главное — он звучит совершенно необыкновенно — волшебно. Он был построен специально под это здание, и в другом такого звучания уже не будет. Могли бы Вы что-то сделать?
Николай. Челябинск»
Вот мой ответ.
Друзья мои! Для меня это — показатель окончательного прихода варварства.
Причем сделать ни в Челябинске, ни в Харькове никто ничего не может. Ужас не в том, что принято дьявольское решение, а в том, что протеста, необходимого для того, чтобы новая орда не трогала культурные ценности, не будет. Ибо нет настоящей, подлинной культурной потребности.
...Когда мавры завоевали Кордобу, то они не уничтожили вестготскую церковь, а разделили на две части, оставив половину для христиан. А затем окружили церковь колоннами и михрабом (молитвенной частью, обращенной в сторону Мекки). Когда христиане вновь захватили Кордобу, то Карл Пятый разрешил, не трогая уникальной исламской архитектуры, построить внутри мечети церковь.
Что и было сделано в 1535 году. Более того, городской совет Кордобы угрожал смертью любому, кто стремился разрушать мавританские здания. Интересно, что, когда Карл Пятый приехал в Кордобу, чтобы посмотреть, как внутрь мечети встроен христианский собор, то он сказал: «Если бы я знал, что вы, господа, имели в виду, я бы не дал на это разрешение, поскольку то, что вы построили, можно увидеть где угодно, а вот того, что разрушили, в мире больше нет». И это сказал христианин! И сказал по поводу незначительных деталей мечети, которые пришлось изменить!!!
В результате и мечеть, и христианский храм внутри — уникальные архитектурные шедевры и относятся к числу величайших духовных озарений человечества.
Так в содружестве двух великих религий и культур родился памятник человеческой цивилизации — мечеть-собор Мескита.
То же можно рассказать об Айя-Софии в Константинополе (Стамбуле).
Если в году 2010-м от Рождества Христова уничтожается великий музыкальный инструмент, для которого создавал музыку «пятый евангелист Господа» — Иоганн Себастьян Бах, то, видимо, речь идет об окончательном и бесповоротном приходе варварства.
Кстати, когда я пишу этот текст, то компьютер подчеркивает слова «михраб» и «Айя-София», как несуществующие... Против невежества мы бессильны?
Комментарий
Вопрос, затронутый письмами читателей и ответом нашего уважаемого колумниста, показался нам столь острым, что мы попросили прокомментировать ситуацию протоиерея КИРИЛЛА Копейкина — настоятеля храма Святых апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском государственном университете, секретаря ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии, руководителя Научно-богословского центра междисциплинарных исследований Института филологических исследований Санкт-Петербургского государственного университета, кандидата физико-математических наук, кандидата богословия:
— Неправильно было в свое время закрывать церкви. Неправильно теперь уничтожать органы. Правильно то, что храмы возвращают церкви. Наверное, местным властям, прежде чем решать вопрос о передаче бывших храмов, ставших в советское время концертными залами, Русской православной церкви, стоило подумать, куда перенести редчайшие органы, — построить новые концертные залы или реконструировать специально для них имеющиеся. По моему мнению, это решение — результат нездорового состояния общества. Зачастую оно начинает бросаться из крайности в крайность. Прежде чем что-то сделать, надо сначала очень хорошо подумать. Тогда, может быть, и храмы в свое время не закрывались бы. И органы бы звучали в настоящих концертных залах. Тогда и передавать, возвращать ничего никому не надо было. Ломать бы ничего было не надо.
Пятница с Михаилом Казиником
Метки: Михаил Казиник Музыка РПЦ Спецпроекты
Важно: Правила перепоста материалов