Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

С Новым годом — 5770-м!

Сегодня новый год по летосчислению «от сотворения мира» начинают отмечать иудеи. Праздник, называемый Рош Ашана (существует несколько вариантов написания по-русски: Рош-а-шана, Рош ха-Шана), продлится три дня.

Праздник, называемый Рош Ашана (существует несколько вариантов написания по-русски: Рош-а-шана, Рош ха-Шана), продлится три дня.

Уфоратцо! Наступающий 5770-й вызывает у иудеев особые надежды, поскольку 770 — это числовое значение ивритского слова «уфоратцо», оно переводится как «распространишься». В связи с этим главный раввин города Менахем-Мендел Певзнер объявил для общины наступающий год Годом распространения Б-жественного знания и духовных ценностей. В этом году Новый год приходится на субботу, или шаббат, священный для иудеев день. Следующий раз два этих праздника совпадут только в 2020 году.

Трансляция в эфире — не засчитывается. Номер с привычным для россиянина новогодним приветствием руководителя народу в телевизоре, у иудеев не проходит. Каждый должен лично явиться в синагогу и услышать вживую трубление раввином в шофар — бараний рог. Звуки шофара призваны пробудить у человека трепет перед Создателем.

Лермонтовский проспект, 2. Это адрес Большой хоральной синагоги, открытой в Петербурге в 1893 году, — очень красивого здания. Сегодня в 19.00 начнется часовая торжественная служба. Впечатляющим обещает быть пение хора синагоги. 20 сентября, в воскресенье, главное событие Рош Ашана — трубление в шофар. В это же время оно пройдет и в еврейском общинном центре «Маор» по адресу: Новолитовская улица, 7-а.

Как празднуют Новый, 5770 год на исторической родине иудеев? Об этом «Вечернему Петербургу» рассказала живущая в Израиле выпускница СПбГУ Ляна Волосецкая, ныне хозяйка «маадона» — клуба по интересам в Тель-Авиве:

— Вся суть этого праздника — единение за столом. Никаких народных гуляний, карнавалов и фейерверков. Это не светский праздник. Песен особых не поют, все больше едят.

Звучат слова «Шана това у метука» — «Хорошего и сладкого вам года!». Значит, ничего горького, острого и кислого на столе. Трапезу начнут со сладкой и обязательно круглой халы, ее обмакнут в мед, чтобы весь год был сладким. А потом и яблоки — тоже в мед. Даже хрен, который подают к рыбе, — тоже сладкий. Фаршированная рыба — главное блюдо на столе. Она символ достатка, называется «гефилте фиш» и сильно отличается в лучшую сторону от той, которой чуть не подавился Ипполит под елкой у Наденьки.

Подарки обязательны. Это традиционные наборы в целлофане из меда, вина и оливкового масла. Затем чашки, плошки, утюги, сковородки и прочая разная ненужная утварь, которая через год снова завернется в целлофан и плавно перекочует в чьи-то новые руки.

Забыла про гранаты на столе. Конечно, не боевые. Гранаты — это тоже символ. Одни говорят: в них зерен столько, сколько дней в году. Другие акцентируют:  пусть нас будет больше, а не меньше.

Под елками в Рош Ашана не пляшут, подтвердила Анна Бродоцкая, пресс-секретарь Большой хоральной синагоги. И поделилась особенностями петербургского меню:

— Едят морковку, вываренную в меду и нарезанную кружочками. Ведь кружочки похожи на денежки! Запрещено есть орехи — ведь числовое значение слова «орех» такое же, как и «грех». А Рош Ашана — это дни раскаяния в грехах.

Как нарядиться на праздник в синагогу? Не принято посещать синагогу в шортах, спортивном костюме, рабочей одежде сантехника, в плавках и прочих открытых нарядах. Руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена — юбкой. Брюки на женщинах не приветствуются. Волосы замужней дамы должны быть покрыты париком, платком или иным головным убором. Макушка всякого мужчины прикрыта национальной шапочкой — кипой или, как подсказывают в нашей синагоге, любой кепочкой.

Обниматься и целоваться лицам противоположного пола не придется в синагоге даже в новый год. По еврейскому закону мужчина может прикасаться к женщине только в том случае, если это его ближайшая родственница — мать, сестра, дочь или жена.

↑ Наверх