Садик для «иных»
Счастливое детство десятков тысяч малышей всецело зависит от… района Петербурга, в котором они живут
Счастливое детство десятков тысяч малышей всецело зависит от… района Петербурга, в котором они живут
В марте во всех районах идут заседания комиссий по распределению мест в детских садах для детей с проблемами в состоянии здоровья. Таковых, увы, в городе немало — около трети всех малышей. Есть среди них «традиционные» — например, с отклонениями в развитии речи, слуха, зрения. Для них в Петербурге давно существует целая сеть дошкольных учреждений со своими методиками коррекции. Однако в последние пару десятков лет все чаще и чаще в садики приходят дети, страдающие разными формами пищевых аллергий и иных связанных с этим заболеваний. Особенно с целиакией.
При этой патологии дети не переносят все продукты с глютеном — главным «злаковым» белком, которого больше всего в пшенице и ржи — и, соответственно, в продуктах из них. Например, в хлебе и печеных сладостях. Если их кормить неправильно, они хиреют, а в дальнейшем — просто умирают. Смертность — пока не научились правильно разрабатывать диету — составляла до 30%! Если же рацион соответствует именно их потребностям, малыши ничем не отличаются от обычных — ни физически, ни психически, ни интеллектуально.
В Петербурге таких детей — примерно четыре тысячи, разных возрастов.
Есть еще ряд патологий, которые не позволяют малышам ходить в обычные садики.
Могут ли родители рассчитывать на места в детсадах, предназначенных для таких малышей? И если да, как им этого добиться?
Заняться этой проблемой редакцию побудили письма, каждое из которых — крик родительской души. Ситуация оказалась парадоксальной. В чиновных кабинетах считают, что у нас с этим все в порядке. А многие родители — судя по письмам — маются в поисках места для ребенка и вынуждены делать нелегкий выбор: отдавать детей в обычный садик, обрекая их на болезни, или сидеть с ними дома.
На откуп районам
Для начала мы направили соответствующий запрос в комитет по образованию. Откуда получили вполне успокоительный ответ за подписью председателя комитета Ольги Ивановой:
«...В ряде детских садов… созданы условия для обучения и воспитания детей с нарушением речи, слуха, зрения, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта, аутизмом, страдающих сахарным диабетом, нуждающихся в безглютеновой диете и с другими ограничениями возможностей здоровья. Функционирует более 2700 групп компенсирующей и оздоровительной направленности, в которых обучаются 44 876 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 200 детей, нуждающихся в безглютеновой диете, и
1250 детей, страдающих пищевой аллергией тяжелой степени. В 2010 году дополнительно было создано 129 таких групп, в том числе для детей, нуждающихся в безглютеновой диете. Группы для детей указанной категории могут создаваться в детских садах любого вида...
Для устройства ребенка с ограниченными возможностями здоровья в детский сад родителям необходимо обратиться в комиссию по комплектованию дошкольных образовательных учреждений района, на территории которого проживает ребенок. Администрация района обязана обеспечить ребенка с ограниченными возможностями здоровья услугами дошкольного образования».
Получается, если мамам не удалось добиться места для малыша в специальном садике, в районе обязаны подобрать другой.
Мы попытались пройти такой путь вместе с одной из мам — Марией А., проживающей в Калининском районе. У ее малыша жесткие требования к диете: анализы определили аллергию к 72 продуктам, поставлен предварительный диагноз — целиакия. Детский сад для такой детворы в районе есть, на очереди малыш стоит с осени 2010-го.
Мы побывали на комиссии в детском саду для аллергиков вместе с Марией. Предельно вежливо и где-то даже ласково молодой маме объяснили, что взять ее малыша не смогут, так как он не подпадает под «диетический» стандарт. Например, ему помимо злаков нельзя давать картофель, но можно — мясо и молоко. Заменить картошку на каши в «диетическом» садике… отказались. Хотя теоретически обязаны подстраиваться под потребности каждого ребенка. За это им и финансирование особое, и зарплата повыше.
В своем несчастье Мария не одинока. Мест в ясельной группе детсада, который — единственный в районе — обеспечивает безглютеновую и иную диету для аллергиков, — всего 12. Претендентов — за полторы сотни. Что теперь делать, Мария не представляет абсолютно. Держать малыша дома она не может, так как осталась единственной кормилицей в семье.
Увы, выбор перед ней невелик: калечить ребенка «обычным» садиком или сидеть в нищете, без заработка.
Система действует?
Однако, как оказалось, все не так печально: в районах действительно сумели гибко отреагировать на потребности малышей. Просто — далеко не во всех, и в этом минус отсутствия общегородского подхода. Хуже всего — в Центральном и Кировском. Зато приятно удивил, например, Выборгский.
— Каждый год мы сводим воедино два потока данных, — рассказывает замначальника отдела образования района Татьяна Новожилова. — С одной стороны, базу данных вакантных мест и готовности детских садов открыть какие-то группы и направления, с другой — заявления родителей с пожеланиями по конкретным садикам.
В нашем районе более 800 групп в 70 детских садиках, посещает их около 16 тысяч малышей. Из них в компенсирующие и оздоровительные садики ходят около 5,5 тысячи, то есть каждый третий. Дефицит мест в целом почти удалось исключить за счет открытия новых групп на 750 мест — в том числе в зданиях, которые отобрали у арендаторов. И перегруз невелик: на 100 мест — около 104 детей, мы стараемся индивидуально работать с каждым заявлением.
— Но ведь наверняка часто бывает, когда нужно место для малыша с какой-то патологией — а его нет?
— Место есть всегда. Например, у нас всего два специализированных садика, которые рассчитаны на детей с пищевыми аллергиями и целиакией. Но по мере потребности мы можем создавать отдельные группы в обычных садиках и даже предлагать специальные диеты для отдельных детей в обычных группах. А вообще мы обязаны подбирать места для любых детишек в соответствии с их потребностями — в законе об образовании они обозначены в категории «иные». И мы это делаем практически в индивидуальном порядке.
— Слабо верится, что все столь бесконфликтно.
— Проблемы есть, кто спорит — до идеала далеко. Но ведь они решаемы!
Мы попытались в этом убедиться — напросились на экскурсию в детсад № 43. Как раз тот, что предназначен для «иных».
Штучная работа
Садик на Придорожной аллее, в который мы прибыли с визитом, разменял четвертый десяток лет — со всеми вытекающими последствиями, как минусами, так и плюсами. Сделать из садика «фабрику здоровья» для малышей здесь решили лет 15 назад. Энтузиазм оказался заразительным для всего коллектива, где практически нет текучки, — тем более что он всецело поддержан «вышестоящим руководством». И теперь к услугам малышей — практически санаторные условия, доступные постоянно. Например, обязательный массаж дважды в год. Кабинет физиотерапии. Гидромассажная ванна и сауна — со специальным режимом как раз для малышей. Тренажеры — как в большом спорткомплексе. Отличный спортзал и бассейн, водить в который малышей начинают… с полутора лет. Кстати, сами сотрудники разрисовали дно бассейна яркими рыбками, к которым малыши тянутся ручками, — и привыкают совершенно не бояться воды. А уж кухня — мечта любого диетолога!
— Для многих, может быть, это звучит непривычно, но мы действительно стараемся — иногда вынужденно — приспособить условия в садике к индивидуальным потребностям ребенка, — рассказывает директор Елена Игнатьева. — Например, у нас есть шестеро ребятишек с пороком сердца — им нужен индивидуальный режим физических и психологических нагрузок. Три малыша с целиакией — им мы готовим отдельно. Был ребятенок, который мог есть только жидкую пищу — и никто не мог определить почему. Оказалось, нет слюнных желез. Но диагноз поставили в пять лет, а он у нас с трех. Есть детки, которые сахар не переносят, — при этом диабета у них нет. Да всех не перечислить, ведь «контингент» у нас — 363 человека! И почти каждого можно отнести к категории «иных», для которых специализированных садиков просто не существует. Мы разрабатываем для каждого оптимальный режим питания и жизни в целом — включая занятия, которые позволяют обеспечить полноценное интеллектуальное развитие и подготовку к школе.
Результаты действительно впечатляют. Так, дети с заведомо ослабленным здоровьем в этом садике болеют намного меньше, чем обычные дети в обычных ДОУ. И развиваются вполне на уровне сверстников.
Однако главный вывод нашего небольшого детсадовского расследования пока не так оптимистичен, как хотелось бы. Ибо индивидуальный подход к потребностям малышей в «специальных» местах в детских садах пока доступен только счастливчикам. И зависит он почему-то от… городской географии. Центральный, Кировский, Красносельский районы чаще всего звучат в жалобах несчастных мам. Да и в большинстве остальных почему-то считается, что иметь пару специализированных садиков на огромный район с населением со средний российский город — вполне нормально. Вот так. Повезло с районом — значит, с малышом все будет в порядке. Нет — увы, не взыщите, меняйте место обитания. А общегородской стратегии, рассчитанной на помощь «иным» малышам, — что-то в упор не видно.
Нонсенс, не правда ли?
Число детей, с трудом овладевающих родной речью, растет не по дням, а по часам
В cадике для детей с нарушениями речи учат правильно говорить и правильно писать. Рассказывает Таисия ЕЛИСЕЕВА — старший логопед детсада № 23 Невского района.
— Почему вдруг возникают трудности с речью? Или такое было всегда, но мы просто не обращали на это должного внимания?
— На днях мы обследовали воспитанников одного из хороших садиков нашего района. Так в нем у 70 из 260 детей — нарушения речи! Аналогичная ситуация и в других садиках.
Есть нарушения, которые без специалиста исправить крайне трудно. Прежде всего это моторная и сенсорная алалия (когда фактически нет речи, только отдельные слоги), а также общее недоразвитие речи II и III уровня. Причем за последние годы мальчиков и девочек, страдающих алалией, стало гораздо больше. Все чаще встречаются дисграфия и дислексия, в том числе так называемое зеркальное письмо и чтение (когда ребенок читает и пишет справа налево).
— И все это — следствие повального наступления на нашу жизнь компьютера и телевизора?
— Не только. Причины разные. Например, родовые травмы, осложнения в родах — порой из-за недостаточно высокой квалификации медицинского персонала. Например, стимуляция родов с последующим «выдавливанием» ребенка негативно сказывается на состоянии головного мозга новорожденного. Различные инфекционные заболевания, перенесенные будущей мамой во время беременности. Наследственность — например, одна мамочка, которая в детстве ходила в наш садик и страдала ринолалией (гнусавостью), недавно привела к нам своего ребенка с тем же диагнозом.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов экологические факторы: неполноценность питания матери во время беременности, низкое качество продуктов с химдобавками, неполноценное питание маленьких детей. Причем последнее часто зависит только от родителей (например, задержкой развития речи страдает большинство детей-вегетарианцев). Кроме того, у малышей, которых долгое время держали в кювезах (инкубаторах), нередко страдает головной мозг.
— Давайте представим себе дикую ситуацию: логопедические сады закрыли. Что мы получили бы в результате?
— Детей, не способных освоить школьную программу. Они страдали бы косноязычием, безграмотностью, многие не смогли бы справиться даже с простым диктантом. Хотя с интеллектом у этих мальчиков и девочек все в порядке.
Но ведь речь исправляют не только в специальных садиках. Для детей с небольшими нарушениями подойдут занятия с логопедами в детских поликлиниках, в районных психологических центрах (десять занятий с логопедом в этом центре ребенку положено бесплатно).
— С какого возраста вы берете детей в логопедический сад?
— Обычно с 4 лет. Групп для самых маленьких, к сожалению, в городе практически не осталось.
Подготовили Марина ГЛЕБОВА и Татьяна ТЮМЕНЕВА
Метки: Дети Пятничный выпуск Темы выходного дня
Важно: Правила перепоста материалов