Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Сборная России, попади на чемпионат, не вышла бы из группы»

Корреспондент «Вечернего Петербурга» попросил петербургского тележурналиста и комментатора Геннадия Орлова поделиться впечатлениями очевидца о чемпионате мира, который проходил в самой экзотической стране за всю историю его проведения.

Петербургский тележурналист и комментатор Геннадий Орлов три недели провел на чемпионате мира по футболу в ЮАР, комментируя трансляции матчей по Первому каналу. Корреспондент «Вечернего Петербурга» попросил его поделиться впечатлениями очевидца о чемпионате мира, который проходил в самой экзотической стране за всю историю его проведения.


Геннадий Орлов комментировал сенсационные матчи.


— Какие матчи вы комментировали?

— Первый матч — в Рустенбурге, 12 июня, между Англией и США. Затем два матча в Порт-Элизабет: 15 июня Кот-д’Ивуар — Португалия, а тремя днями позже Германия — Сербия, тот самый, который немцы сенсационно проиграли — 0:1. После этого матч в Йоханнесбурге, 24 июня, между Словакией и Италией. Это все матчи группового турнира. А еще я комментировал 1/8 финала между Южной Кореей и Уругваем 26 июня и четвертьфинал Бразилия — Голландия 2 июля. Оба матча снова в Порт-Элизабет.

— Большая часть этих матчей принесла достаточно сенсационные результаты. Кроме поражения Германии — провал сборной Англии, проигрыш бразильцев...


— Конечно, удивило, что главный тренер англичан Фабио Капелло как тренер сборной оказался несостоятельным. Как он упустил момент подготовки к чемпионату? Что же касается фиаско бразильцев, да и аргентинцев, то оно не удивляет. Их тренеры Дунга и Марадона — без тренерского образования, сразу с футбольного поля попали на тренерскую скамейку. А вот Йоахим Лёв, наставник немцев, закончил тренерскую школу. Более того, был в ней отличником. И не случайно он лучший тренер, который есть на чемпионате. При нем сборная Германии заиграла так, как никто от нее не ожидал. И даже поражение немцев в полуфинале от Испании не умаляет его заслуг.

— А если бы сборная России попала на чемпионат мира? Ну, не проиграли бы словенцами, в Мариборе, заняли бы их место в группе с Англией, США и Алжиром...

— И не вышли бы из нее. Что из этой группы, что из другой. Сейчас, к сожалению, российские футболисты по уровню мастерства ниже тех, что выходили на поле в ЮАР. Поэтому мы на чемпионат мира и не попали.

Наш российский футбол сегодня явно уступает лучшим мировым и европейским образцам по всем параметрам — техническим, тактическим. И особенно по физической готовности игроков.

— А что скажете насчет судейских ляпов?

— Это благодаря тому, что телевидение стало здорово работать. Линия положения «вне игры», появляющаяся на экране телевизора во время повторов, сразу обезоружила судей. Если бы не было таких повторов, то, глядишь, никто ничего и не заметил бы.

Что же касается ошибок главных арбитров — тут дело в пресловутой пропорциональности. Понятно, что все лучшие футболисты играют в Европе, и судьи там самые лучшие. Но на чемпионате мира выдерживается пропорция — чтобы судей из Европы было столько же, сколько и из Латинской Америки. А там нет такого футбола. Думаю, европейских судей на чемпионате мира должно было быть больше.

— В Йоханнесбурге где проживали?

— В апартаментах — это гостиница квартирного типа. Оборудованная квартира — с холодильником, стиральной машиной, микроволновой печью. Находится в районе города под названием Сэнд-Сити. Он считается достаточно благонадежным, там проживают белые. Есть и гостиницы. Одна с забавным названием — «Balalaika». Правда, почему так названа, не знаю. Я туда не заходил.

— Криминогенность чувствуется?


— Да. В Йоханнесбурге микрорайоны — фактически коттеджные поселки из сотни и более домов — обнесены заборами с колючей проволокой, по которой пущен электрический ток. Ощущение, словно в концлагере. Правда, наш Сэнд-Сити не был за забором — возможно потому, что стоит на горе. И после матчей болельщики сидели по своим гостиницам — вечером ходить по улицам там просто не принято. Так что терялось ощущение праздника от чемпионата мира.

— О разгуле преступности в ЮАР в эти дни не писал только ленивый. Вы ведь тоже попали в криминальные сводки?

— У меня украли ноутбук — в большом торговом центре в Сэнд-Сити, где я и жил. Пошел я в продовольственный супермаркет, а ноутбук положил в тележку, в ее нижнюю часть, где отсек для личных вещей. Отвернулся на секунду, выбирая продукты, смотрю — а ноутбука-то и нет! Кто-то украл быстренько.

— В полицию обращались?


— Ну, сказал я менеджеру магазина. А тот отсоветовал — кража, мол, несолидная.

Хотя полиция работала здесь хорошо. Был эпизод, когда португальских журналистов обворовали, приставив пистолеты к головам прямо в гостиничном номере. Так через три дня преступников уже нашли и посадили.

— Так какое же все-таки общее представление о ЮАР?

— Это очень богатая страна. Здесь много чего есть: и сельское хозяйство, и полезные ископаемые. Достаточно того, что в городе Рустенбурге есть два платиновых завода. И уровень жизни весьма приличный — в магазинах все есть, как у нас, и цены европейские. Но — есть категория африканцев, и их немало, которые не хотят ни учиться, ни работать. Они-то как раз и являются той самой криминальной средой. У тех, кто работает, все в порядке.

— Помимо трех городов удалось еще куда-нибудь выбраться?

— Я же в Африку в первый раз приехал — естественно, захотел посмотреть живую природу. Побывал в заповеднике «Парк львов», что под Йоханнесбургом. Конечно, это впечатляет — едешь по дороге, а львы стоят по обочинам — привыкли, что на них смотрят. Они могут выйти и на дорогу. И ты от них не отгорожен ничем, только корпусом машины. У меня была «хонда»-«цивик». Остановились мы, решили сфотографировать крупным планом — так лев подошел к машине и оказался выше ее ростом! Стало жутковато, и я потихоньку начал улепетывать... Ну страшновато, большие они очень, эти львы! А еще там паслись зебры, буйволы. И крокодилы по берегам рек. 60-летний до тонны весом тянет!


Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх