«Седов» повторит маршруты полярных конвоев
Стало уже традицией, что учебный парусник, четырехмачтовый барк «Седов», приписанный к Мурманскому государственному техническому университету, встречает День рыбака в Петербурге после более чем 4000-мильного перехода вокруг Скандинавского полуострова через Баренцево, Северное и Балтийское моря.
Стало уже традицией, что учебный парусник, четырехмачтовый барк «Седов», приписанный к Мурманскому государственному техническому университету, встречает День рыбака в Петербурге после более чем 4000-мильного перехода вокруг Скандинавского полуострова через Баренцево, Северное и Балтийское моря.
Большую часть экипажа «Седова» составляют курсанты вузов, а также училищ и колледжей Федерального агентства по рыболовству, для которых поход на паруснике — первая мореходная практика.
Однако в этом году обратный путь станет самым сложным испытанием за всю 89-летнюю историю парусника: «Седову» предстоит арктическая экспедиция к островам Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Северная и Новая Земля. Впервые после «Святого Фоки» — шхуны знаменитого покорителя Арктики Георгия Седова, чьим именем назван корабль, — российский парусник побывает в столь высоких широтах.
Переход «Седова» посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Уже по приходе в Петербург экипаж встретился с ветеранами, защищавшими наш город, и передал им капсулу с землей с полуострова Рыбачий под Мурманском, где враг был остановлен в июне 1941 года и откуда ему не удалось продвинуться на восток ни на шаг.
Встреча с ветеранами войны, проживающими в Литве, и передача им земли с Рыбачьего произойдет 18 июля в Клайпеде, куда «Седов» направился из Петербурга позавчера. Еще через две недели парусник прибудет в Гамбург, где члены экипажа возложат венки к мемориалу, посвященному советским воинам.
Далее маршрут «Седова» проложен путями полярных конвоев, начиная от Рейкьявика, куда парусник зайдет 2 сентября, предварительно посетив Росток и Амстердам. Оттуда путь корабля лежит в Тромсё и на остров Шпицберген, в Баренцбург.
«Ребята почувствуют, в каких тяжелых условиях — погода, волнение моря, шторма — моряки союзников доставляли помощь Советскому Союзу», — говорит капитан «Седова» Максим Родионов.
А затем «Седов» ждет арктический переход — Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, который пройдет в середине сентября — начале октября, когда Арктика показывает свой достаточно суровый нрав. «Именно здесь, у кромки паковых льдов, проходили морские сражения Великой Отечественной войны в Арктике, — говорит капитан Родионов. — Все это для ребят — наглядные уроки истории».
Курсанты вспомнят и о других исследователях Арктики — Георгии Брусилове и Владимире Русанове, которые погибли вместе со своими кораблями в этих краях. «Седов» пройдет также через места гибели наших атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск» — там корабль сделает остановку, а в воду будут опущены венки.
Маршрут экспедиции сложный, но капитан и экипаж верят, что она пройдет успешно. Верят они и в свой корабль. Ведь он относится к классу так называемых винджаммеров — последних парусников, строившихся в конце XIX — начале XX века с использованием последних на тот момент достижений науки и техники.
Капитан «Седова» — моряк с 20-летним стажем плавания на парусниках Максим Родионов. «В 1991-м, когда правительство губило наш Военно-Морской Флот, я, помощник командира подлодки в чине капитан-лейтенанта, вынужден был демобилизоваться и пошел на парусник матросом, — рассказывает Максим Николаевич. — Драил медяшку, чистил гальюны… Постепенно дорос до боцмана. На «Седов» пришел шесть лет назад старпомом, а с 2006 года я — капитан парусника».
Всего постоянного экипажа на корабле 55 человек, многие, как парусный мастер Игорь Евдокимов или старший рулевой Александр Михайлов, ходят на нем свыше 30 лет. Михайлова на корабле зовут дедом — ему 69 лет и он на «Седове» с 1969 года. Старики рады бы передать опыт молодым, но, увы, смены им пока не ожидается — с точки зрения чиновников, служба на парусниках непрестижна и зарплаты там очень низкие. Скажем, матрос получает около 15 тысяч рублей, и это на Севере! Так что пока средний возраст энтузиастов «Седова» — 55 лет…
А у молодых курсантов глаза горят в предвкушении морской романтики. Многие из них пошли по стопам предков, как курсанты Архангельского морского рыбопромышленного колледжа Дмитрий Ивашевский и Александр Герман, у которых деды воевали на флоте в Великую Отечественную. «Моряк — это настоящая мужская профессия, а парусный поход — испытание, которое мы должны с честью выдержать», — говорит Дима. «Согласен с предыдущим оратором», — шутит Саша.
После теории курсанты с жаром взялись за практику.
Закончится переход — стану настоящим моряком!
В будущем году «Седову» исполняется 90 лет. Однако корабль своего возраста словно не ощущает — разве может быть иначе, когда на его борту всегда столько молодых людей?!
Справка «ВП»
«Седов» построен в 1921 году на верфи «Германия» в Киле, первоначально носил имя «Магдалена Винен II» и возил грузы в Южную Америку и Австралию. В 1936 году стал учебным парусником под именем «Коммодор Йонсен». Во время войны был вспомогательным судном немецкого военно-морского флота, а после войны в качестве репарационного трофея был передан СССР. В 1946 году получил современное имя в честь покорителя Арктики Георгия Седова. Двадцать лет парусник был учебным судном ВМФ СССР, а с 1966 года на нем проходят практику курсанты учебных заведений рыболовного флота.
«Седов» избежал гибели в войну, несколько раз — списания «на дрова», в 1991 году ушел из Риги в Мурманск. Пережил он «лихие девяностые» и даже попытки его ареста в портах Франции по инициативе печально известной фирмы «НОГА».
В настоящее время «Седов» — самый большой в мире из сохранившихся парусников так называемой традиционной постройки, благодаря чему попал даже в Книгу рекордов Гиннесса. Длина парусника вместе с бушпритом 117,5 метра, а непосредственно корпуса — 98 м, при этом ширина его в 7 раз меньше. На четырех мачтах «Седов» может нести до 32 парусов из дакрона, а максимальная скорость, которой корабль может достичь под парусами, — 19,5 узла (35 км/час). Два года назад парусник оснастили новым двигателем в 1600 л. с., благодаря чему его не сносит даже при сильном шторме.
Фото Натальи ЧАЙКИ
Метки: Мультипликация Судоходство День Победы
Важно: Правила перепоста материалов