Сегодня исполняется 195 лет со дня рождения Лермонтова
Анна Ахматова говорила когда-то, что каждый юбилей Михаила Лермонтова — начало какого-нибудь катаклизма. Действительно: столетие со дня рождения — 1914 год — начало Первой мировой войны. Столетие со дня смерти — 1941 год — начало Великой Отечественной. Надеемся, что это относится только к круглым датам ..
Анна Ахматова говорила когда-то, что каждый юбилей Михаила Лермонтова — начало какого-нибудь катаклизма. Действительно: столетие со дня рождения — 1914 год — начало Первой мировой войны. Столетие со дня смерти — 1941 год — начало Великой Отечественной. Надеемся, что это относится только к круглым датам и промежуточная — 195 лет со дня рождения — нам ничем не грозит. Так что давайте просто праздновать. Кстати, а кто будет праздновать?
Странная традиция сложилась у нас в городе. Юбилей Куприна — и только гатчинская Библиотека имени Куприна возлагает цветы на могилу писателя, устраивает вечер его памяти. Юбилей Лермонтова — и только Библиотека им. Лермонтова проводит Лермонтовские чтения, зовет читателей на экскурсии по лермонтовским местам, показывает кинофильмы и моноспектакли по мотивам его произведений. Я специально позвонила в Библиотеку им. Маяковского, изучила сайт Российской национальной библиотеки... Лермонтова в плане нет. Что ж, будем праздновать вместе с Библиотекой им. Лермонтова.
О программе лермонтовских дней нам рассказала ведущий методист Библиотеки им. Лермонтова Мария Ольховская:
— В эти дни библиотека проводит Лермонтовские чтения. Уровень их очень высок, сравним со знаменитыми Пятигорскими чтениями. Достаточно сказать, что к нам приедут лермонтоведы из Москвы, Пензы, Ярославля, Кемерова. Среди них — заведующий лермонтовским кабинетом Пушкинского дома Николай Беляев, доцент Кемеровского университета Эльмира Афанасьева, Георгий Москвин из МГУ и многие другие. Тематика чтений самая разнообразная. Так, доклад петербургского писателя Александра Мелихова называется «Обаяние зла» и посвящен образу Печорина. Кроме литературоведческих будут и сообщения, касающиеся биографии Лермонтова, например «Казачий сотник Михаил Лермонтов» или «Лермонтов и Лопухина».
Но библиотека не только устраивает юбилейные торжества, но и проводит каждодневную работу по популяризации творчества Лермонтова. У нас открыта уютная Лермонтовская гостиная, в которой собраны раритетные и современные издания произведений поэта, материалы по лермонтоведению. Все желающие могут ознакомиться с ними.
— В связи с этим вопрос: кто сейчас читает Лермонтова? Неужели только «проходят» по школьной программе?
— Среди наших читателей много студентов Университета, они тоже «проходят» Лермонтова. Школьников меньше: видимо, хватает школьных библиотек. А вообще существует устойчивый интерес к биографии Лермонтова, его личности. Отсюда многие приходят к чтению его стихов и прозы, таким путем открывая его для себя.
— А в мистические совпадения дат жизни Лермонтова и событий мирового масштаба вы верите? Сталкивались ли с чем-нибудь подобным?
— Лично я — нет. Но у каждого большого поэта есть мистическая составляющая творчества. И Лермонтов не исключение. Наверно, что-то можно найти.
«Самое лермонтовское» место в Петербурге — библиотека на Литейном, носящая его имя.
— И последнее: в программу юбилейных торжеств включены две экскурсии по лермонтовским местам. Но нам как-то привычнее видеть Лермонтова на Кавказе. Действительно, редкие наезды в Петербург почти не нашли отражения в его творчестве. Неоконченный роман «Княгиня Лиговская», оборванная почти в самом начале повесть «Штосс»... Да и места, связанные с жизнью Лермонтова в Петербурге, — их мало, они все известны...
— На первый взгляд это так. Но все же в недописанной петербургской поэме «Сказка для детей» мы находим один из самых прекрасных пейзажей нашего города. А действие бессмертного лермонтовского «Маскарада» происходит в доме Энгельгардта на Невском.
«Под маской все чины равны...»
Наряду с Петербургом Достоевского, Петербургом Блока, Петербургом Ахматовой существует и лермонтовский Петербург. Пусть небольшой, но узнаваемый
Невский, 30, дом Энгельгардта, ныне — Малый зал им. М. В. Глинки Петербургской филармонии. Да, здесь происходит действие лермонтовской пьесы «Маскарад», здесь бедная Нина теряет браслет, здесь неистовый Арбенин думает, что его обманули, унизили, ославили... А почему, собственно, неужели только из-за браслета? Невинный флирт, не более, откуда эти страсти роковые? Может быть, история дома Энгельгардта подскажет нам ответ?
На маскарадах в доме Энгельгардта можно было встретить и члена императорской фамилии, и господ с довольно сомнительной репутацией — под маской все равны...
Почему же Арбенин так приревновал Нину?
Василий Энгельгардт был человеком, любившим пожить весело и с размахом. Доставшийся его жене в приданое дом он превратил в некий петербургский «Пале-Рояль», где на первом этаже были магазины, а на втором — бальные залы. Тут-то и происходили знаменитые маскарады «у Энгельгардта».
Итак, на протяжении шести лет, пока действовала выданная Энгельгардту привилегия на устройство публичных маскарадов, дом был притчей во языцех. Здесь бывали все — от императора, императрицы и великих князей до дам полусвета. Недаром в лермонтовской пьесе баронесса Штраль говорит:
Как женщине порядочной решиться
Отправиться туда, где всякий сброд,
Где всякий ветреник обидит, осмеет;
Рискнуть быть узнанной...
И все же, почему так болезненно реагировал Арбенин на мнимую измену Нины? И почему цензура долго не пропускала «Маскарад» на сцену?
Дело в том, что в доме Энгельгардта творилось не только веселое маскарадное действо. На третьем этаже помещалась небольшая гостиница, то, что позднее называлось «номера». И бывало так, что легкий флирт, начавшийся в бальной зале, завершался этажом выше прямой изменой. К тому же широко известна была некрасивая история с княгиней Долгорукой, урожденной Апраксиной, которую государь Николай Павлович завлек в комнаты наверху и обесчестил. После этого отца княгини сделали сенатором, а императрица, для того чтобы пресечь слухи, настояла на том, чтобы император стал крестным отцом родившегося у княгини ребенка.
И слова князя Звездича в лермонтовской драме:
Там женщины есть... чудо...
И даже там бывают, говорят...
— были восприняты цензурой как намек на «события, действительно произошедшие в нашей столице».
Так что драма «Маскарад» увидела свет уже после смерти Лермонтова, в 1852 году.
А дом Энгельгардта пережил время расцвета и времена упадка. Во время последней войны в него попала бомба, и восстановили дом только в 1949 году. В 1970-х перестроили угол для метро. И, бывая на концертах в Малом зале Филармонии, напрасно искать следы веселого и легкомысленного прошлого дома Энгельгардта.
«Тут сани Печорина остановились...»
Самый «петербургский» роман Лермонтова — несомненно, «Княгиня Лиговская». Лермонтов начинает его писать в 1836 году в Петербурге, в доме Шаховского (Садовая, 41).
Лермонтов поселил Печорина в доме Кушелева на Фонтанке.
Он нанимает здесь квартиру для бабушки, сам живет в Царском Селе, но часто приезжает в Петербург. Описания улиц и площадей столицы, маршруты героев, места, где они живут, — все описано точно, даже скрупулезно. Так, главный герой романа Григорий Александрович Печорин служит в лейб-гвардии конном полку, манеж которого находится на Конногвардейском бульваре, и едет домой по Вознесенской улице (теперь Вознесенскому проспекту), затем «вдоль по канаве» (Екатерининский канал), по Невскому, Караванной и через Симеоновский мост по Фонтанке. Лермонтов поселяет Печорина в доме известного богача полковника Григория Кушелева (Фонтанка, 32). «Тут сани Печорина остановились у богатого подъезда с навесом и стеклянными дверьми, с медной блестящей обделкой». Возможно, выбор дома для Печорина не случаен — богач, меценат, баловень судьбы Григорий Кушелев был хорошо известен в столице. На акварели художника Людвига Премацци изображен кабинет Кушелева. Так и кажется, что, глядя на эту акварель, Лермонтов описывал обстановку кабинета Печорина.
Сейчас дом № 32 по Фонтанке занимает Дом детского творчества. Он был основан 6 ноября 1927 года, назывался тогда Домом детского коммунистического воспитания и располагался в доме № 19 по Владимирскому проспекту. С 1945 года Дом находится по адресу: наб. Фонтанки, 32. Его современное название — Дом детского творчества «Фонтанка-32».
Еще один герой романа «Княгиня Лиговская», бедный чиновник Красинский, живет где-то за Обуховым мостом. Потом там же поселит своих героев Достоевский. Действительно, это был убогий квартал, жители которого едва сводили концы с концами. И ресторация «Феникс», где встречаются Печорин и Красинский, находилась именно там, где ее помещает Лермонтов: «Феникс» — ресторация весьма примечательная по своему топографическому положению в отношении к задним подъездам Александринского театра».
Ну а завязка повести «Штосс» происходит в знаменитом музыкальном салоне Михаила Виельгорского на Михайловской площади. Помните? «У графа В... был музыкальный вечер. Первые артисты столицы платили своим искусством за честь аристократического приема...»
Фото Натальи ЧАЙКИ
Метки: Архитектура Искусство Литература Памятная дата
Важно: Правила перепоста материалов