Сергей Алдонин: Во мне борются актер и режиссер
Постановщик самого позитивного ситкома на нашем ТВ считает, что в искусстве надо скрывать будничную грязь и каждодневные мучения.
Сергей Алдонин — актер, режиссер, успешно работающий в кино, на телевидении и в театре. Снимая развеселые популярные сериалы «Папины дочки», «Деревенская комедия» и другие, он умудряется параллельно ставить серьезные спектакли: «Мастер и Маргарита», «Ромео и Джульетта», «Стакан воды», «Визит старой дамы», «Арлекино» по пьесе Гольдони «Слуга двух господ»…
Петербургскому зрителю знакомы также «Боинг-боинг», «Дед Мороз-мерзавец», «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?».
Сегодня режиссер представляет в нашем городе свой спектакль «Мастер и Маргарита», а накануне ответил на вопросы корреспондента «ВП».
Хочу сыграть реальных личностей с «бугристой» биографией
— Сергей, все-таки для себя вы скорее актер или режиссер?
— У меня эти профессии прочно переплетены и борются между собой. Иногда выигрывает актер, иногда — режиссер. Но это одинаково интересно. Происходит это, думаю, потому, что моими основными учителями были выдающиеся люди: профессор Училища имени Бориса Щукина Леонид Владимирович Калиновский, профессор ГИТИСа Марк Анатольевич Захаров и худрук Челябинского театра драмы Наум Юрьевич Орлов. Они одинаково хорошо могли и сыграть, и придумать. И конечно, я ушел в режиссуру на пике актерства, надо еще многое доиграть.
— Как-то печально прозвучало слово «доиграть». У вас есть планы относительно несыгранных ролей? Хотелось бы знать: какой персонаж вам интересен?
— Доиграть — это не печально, это термин гениального Калиновского, который сказал много лет назад: «Ты по природе актер, и твоя природа будет всегда хотеть этого.
Не беги от нее, но и сдерживай ее. Какой бы профессией ты ни занимался, ты всегда будешь хотеть играть. Не части и не разбрасывайся, но успей увидеть разнообразность. Жизнь — это один вздох. Спеши не торопясь. Усмотри главное». Загадочно, но вполне понятно. У меня есть планы и по поводу конкретных ролей, и по поводу конкретных партнеров, с которыми я хочу сыграть. Например, хотел сыграть с Аней Самохиной «Опасные связи», но жизнь распорядилась по-своему. Хочу сыграть Аристофана, Майкла Джексона и Петра Первого... Реальных личностей с «бугристой» биографией.
— Ну а что касается театра, телевидения и кино — где больше реализация?
— Это очень разные жанры деятельности. От чего устаешь в театре, от того отдыхаешь на телевидении. Телевидение, к сожалению, «отбирает» у театра артистов.
Актеры бегут на любое предложение в телевизор, так как гонорары там совсем другие. Будет справедливо отметить, что и театр их не сильно удерживает, — слишком много стало пресмыкающейся серости. В такой обстановке реализацию можно ждать от господина случая. Нужно в любой части своего дела честно работать, исключая фальшь, халтуру и лень. Как же это тяжело! Это мы можем видеть по результатам наших спортсменов на Олимпийских играх. Спорт и искусство — два ближайших родственника.
— Что присутствует в искусстве от спорта и в спорте от искусства? Сами спортом увлекаетесь?
— В спорте и в искусстве — одинаковый по качеству талант. В спорте и в искусстве одинаково должны быть спрятаны будничная грязь и каждодневные мучения. На зрителя — только эффектная победа и в результате — положительные эмоции.
До театра я активно занимался спортом: в основном легкой атлетикой (бегом), часто выигрывал соревнования. Театр взял все полезное от спорта и съел все мое время.
Я борюсь с этим, особенно на отдыхе: сплавляюсь на плотах по горным рекам, прыгаю с тарзанки, плаваю на каноэ… Сейчас начинаю заниматься серфингом.
Мы все устали от «черных» сюжетов
— Сегодня мы увидим спектакль «Мастер и Маргарита» в вашей постановке — это все тот же, созданный еще во время учебы? Или он стал другим с новым составом?
— Уникальность этого спектакля в том, что он никогда не имел пиара и раскрутки, на него не хотели печатать афиш и говорить о нем. Благодаря какой-то невидимой силе, с помощью Михаила Афанасьевича, он взметнулся над Москвой и завис на 13 лет. У нас всегда аншлаги и много гастролей. Из этого спектакля вышли такие ныне известные актеры! Катя Волкова, Дима Дюжев, Олеся Железняк, Сергей Фролов, Лена Морозова… Играли в нем и другие звезды. Его долгожительство можно объяснить и тем, что мы постоянно меняем что-то, прибавляем новые краски, придумываем новые сцены, экспериментируем с настроением. Периодически мы вводим молодых актеров, чтобы самим чувствовать новые ритмы и движение времени. В спектакль влились и молодые захаровцы, и выпускники моего курса ВГИКа, и Филипп Бледный из «Щуки» (мальчик, который играет в «Папиных дочках». — Прим. ред.)…
— Сериал «Папины дочки» сравнивают с сериалом «Школа». Насколько правомерно такое сравнение? И как вы относитесь к этому нашумевшему сериалу?
— В каком смысле сравнивают?! «Папины дочки» — сериал позитивного направления. Он был задуман для того, чтобы среди серых будней появилась светлая и добрая история приключений одной рядовой семьи. Мы хотели дать понять людям, что даже в самые сложные времена упадка, пессимизма и неверия есть время для любви, дружбы и позитивного восприятия жизни. Я устал от «черных», упадочнических сюжетов, как и все российские люди; от констатации фактов и пережевывания наших комплексов начинает выворачивать. Мы все уже давно знаем, как у нас плохо, холодно и неправильно, поэтому предложите, как жить хорошо, весело и патриотично!
И еще: мы все застряли в штампах и примитиве. Если Германика сделала талантливое «черное» кино, давайте сразу ей в том же жанре и сериал, и спектакль, и документальный фильм. Если Алдонин поставил веселый спектакль, давайте он всегда будет снимать ситкомы и представлять бродвейские комедии. И на борьбу с этим стереотипом в нашем искусстве потратишь всю жизнь.
— «Папины дочки» купила Германия, юная немецкая актриса даже приезжала в Москву и встречалась со своей коллегой Катей Старшовой из наших «Дочек». Это полная калька? Вы следите за адаптацией сериала к немецкому зрителю?
— Конечно, мы интересуемся тем, что делают наши немецкие коллеги. И надо сказать, снимают они интересно, актерский состав талантливый. Все «под кальку» у них и не получится, поскольку российская действительность отличается от немецкой. И кстати, им даже снимать намного сложнее, потому что в сериале играют дети-актеры.
У них мощные профсоюзы не разрешают детям перерабатывать, продюсеры должны обеспечивать жесткие условия по времени и содержанию детей на съемочной площадке. Выработки большой у них не получится, но качество, думаю, от этого должно только улучшиться.
Беседовала Елена ВИШНЯ
Важно: Правила перепоста материалов