Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Сесть в лодку, взять весло и тихонько грести

Театр «На Литейном» открыл юбилейный сезон. В этом году ему исполняется 100 лет. Уже в начале пути ему было предназначено занять особое место на театральной карте Петербурга, стать некой экспериментальной площадкой, где делали первые шаги многие будущие великие деятели искусства.

Театр «На Литейном» открыл  юбилейный сезон. В этом году ему исполняется 100 лет.

Уже в начале пути ему было предназначено занять особое место на театральной карте Петербурга, стать некой экспериментальной площадкой, где делали первые шаги многие будущие великие деятели искусства. В зависимости от масштаба личности, приходившей на Литейный, 51, театр этот переживал и взлеты, и трудные времена.

Расположенный недалеко от Невского проспекта, он прячется под одной из арок Литейного проспекта, оставаясь при этом театром, угадывающим приметы и желания времени и публики.

Об особенностях этого театра корреспонденту «ВП» рассказал его художественный руководитель — заслуженный деятель искусств России Александр ГЕТМАН.

— С 1997 года вы руководите театром. Что для вас Театр «На Литейном» и каковы его особенности?

— У меня, как у человека, что-то делающего в театре и в этой жизни вообще, есть потребность увлекать людей своими иллюзиями, а это возможно только в отзывчивой среде. Труппа нашего театра необычайно открытая и отзывчивая. К счастью или к несчастью, но так сложились обстоятельства, что здесь не возникло крупной фигуры лидера, способного создать традицию. Наши актеры не могут выставить перед собой и пришедшими режиссерами боевой щит традиций, потому что их нет. Особенность и уникальность этого театра в том, что здесь нет традиции.

— Но ведь в театр приходили и приходят талантливые режиссеры, а поставив достойный спектакль, они тем не менее не остаются здесь…

— Так сложилось. В этом театре самое большое количество лет, около 20, проработал Яков Хамармер. Он был мудрым человеком. Понимая, что сам он среднего дарования режиссер, он приглашал в театр молодых людей, которые слышали время и умели работать современно. Но в этом не было никакой традиции. Яков Семенович закрывал своими спектаклями то к съезду партии, то к дню рождения Владимира Ильича тех молодых режиссеров, которые позволяли себе острую форму и острые высказывания. Он договаривался и умел морочить голову властям, сохраняя возможность творчества в театре. В результате такой политики мы узнали, кто такие Додин, Шифферс, Падве, Гинкас, Яновская. Это режиссеры, которых приглашал и открывал Хамармер. Но никто из них не зацепился здесь. Ставить спектакли он давал, но руководил процессом сам.

— В чем притягательность театра для актеров, которые хотят работать здесь?

— Возможность разнообразия, возможность работать с разными режиссерами.

— А мастерская театра? Она будет развиваться дальше?

— В каком театре могло такое произойти, чтобы пришел студент и сказал: «Хочу поставить «Эдипа-царя»!» — а ему сказали: «Давай!»? В нашем театре это возможно. Полгода назад мы открыли молодого режиссера Галину Жданову, и она поставила замечательный спектакль «Марьино поле». Почему я дал им эту возможность? Потому что если у меня и есть какой-то дар, то это дар чувствовать, видеть талант других и давать возможность увидеть этот талант нашим зрителям.

— Что ждет Театр «На Литейном» дальше?

— Кто ж это знает? Поживем — увидим. Главное — это процесс. Мудрые даосы говорили: «Есть два способа переплыть реку. Один — накинуть аркан на противоположный берег и притягиваться к нему. А второй — сесть в лодку, взять весло и тихонько грести. Течение тебя относит немного выше или ниже того места, где ты предполагал выйти. Но ты все равно оказываешься на той стороне». Вот это — путь нашего театра. Мы сели в лодку и плывем, а если завтра откроется дверь и придет молодой Прикотенко или Жданова, мы дадим им шанс. Главное — не пропустить талантливого человека, который пришел к тебе в кабинет…

Беседовала Ирина ЗАВГОРОДНЯЯ

↑ Наверх