Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

Шакуров и другие

С 25 по 27 февраля на сцене БДТ гастролирует Московский ТЮЗ с очень странной подборкой спектаклей. Прежде всего они далеко не новы, во-вторых, очень неоднородны по уровню, наконец, вообще непонятно, что их свело в одну гастрольную афишу.

С 25 по 27 февраля на сцене БДТ гастролирует Московский ТЮЗ с очень странной подборкой спектаклей. Прежде всего они далеко не новы, во-вторых, очень неоднородны по уровню (в силу самых разных причин), наконец, вообще непонятно, что их свело в одну гастрольную афишу.

Вот тут намедни Богдан Ступка, который выступает в БДТ сейчас с подвластным ему Киевским драматическим театром им. Ивана Франко, рассказывал, как мучительно и кропотливо отбирал спектакли для поездки в Петербург. Хотел показать все грани вверенного ему творческого коллектива. И особо подчеркивал, что гастроли некоммерческие. Видимо, у МТЮЗа финансовая мотивация как раз обратная. Начнутся гастроли спектаклем худрука МТЮЗа Генриетты Яновской «Иванов и другие» (25 февраля) — более чем десятилетней давности, но зато в главной роли Сергей Шакуров. Звезд такого уровня в МТЮЗе не сыскать, а мужское обаяние и шарм «механика Гаврилова» с годами не меркнут. Поначалу спектакль был весьма масштабным, но со временем изрядно пообносился. Впрочем, и сейчас можно разглядеть некоторые признаки серьезной драмы совестливого российского интеллигента с таким запущенным комплексом вины и параличом воли, что дополнительные орудия казни не требуются.

«Скрипку Ротшильда» (26 февраля) поставил Кама Гинкас, своенравный художник и муж худрука театра. Спектакль вышел в 2004 году и завершил собой трилогию «Жизнь прекрасна. По Чехову». Для Гинкаса прогулки с классиками — дело привычное: по форме это всегда спарринг режиссера и писателя, в ходе которого первый укладывает второго на обе лопатки. И все это играючи, с помощью иронии в интонациях и сценографии. Гробовщика Якова Бронзу, живущего посреди леса из продолговатых деревянных ящиков, играет Валерий Баринов. Это герой, изгнавший из своего маленького мира жизнь, превративший себя в казначея смерти, с убийственной горечью произносящий: «Жизнь — это убытки». И это самый желчный и жестокий спектакль Гинкаса, самый прямолинейный — можно было бы сказать, невозможно прямолинейный, кабы не Игорь Ясулович в роли нищего скрипача Ротшильда, того самого, который самый развеселый мотивчик наполнял такой нездешней тоской, что и гробовщик вдруг оттаял. Собственно, у Гинкаса никакого мотивчика нет, даже скрипки нет — музыку играет Ясулович с помощью порывистой, непредсказуемой пластики, в которой уживаются и извечный семитский страх, и неугасимая жажда жизни.

Что до спектакля «Необычайные приключения Т. С. и Г. Ф. по Марку Твену» (27 февраля), то этому спектаклю тоже шесть лет. Родился он на студенческом курсе, и по сути так и остался занятным молодежным хулиганством (постановка ученицы Гинкаса Рузанны Мовсесян). С той оговоркой, что одаренный артист Николай Иванов, исполняющий роль Тома Сойера, за эти годы стал довольно известным. Отдельной загадкой остается то, почему детский спектакль играют вечером.

↑ Наверх