Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Щелкунчик, дружок, дурак…

Под Новый год без гофмановского Щелкунчика, как без елки, не обойтись. В этом декабре можно не только вспомнить детство, созерцая балет под музыку Чайковского, но и посмотреть на знаменитого уродца в Музее игрушки на Карповке.

Под Новый год без гофмановского Щелкунчика, как без елки, не обойтись. В этом декабре можно не только вспомнить детство, созерцая балет под музыку Чайковского, но и посмотреть на знаменитого уродца в Музее игрушки на Карповке, где открылась предновогодняя выставка «Щелкунчик в спирали эволюции».

…Я колола орехи дверью на кухне. Из-за этого дверь сломалась. Мой друг колол орехи плоскогубцами. Они не сломались. Сказочный Щелкунчик был для нас — советских детей — только волшебным персонажем. И даже не сказки Гофмана и балета Чайковского — книжки Гофмана дома не было, а от театров мы жили в отдалении. Зато в зимние каникулы с утра по телевизору показывали прекрасный  наш мультфильм про Щелкунчика и Машу. С музыкой Чайковского.

Мария Марченко-Мари, директор Музея игрушки, где открылась выставка «Щелкунчик в спирали эволюции», тоже в детстве колола орехи дверью. И куклу-щелкунчика в те годы  Маша в руках не держала. Поэтому дверь для выставки искала долго: «Это главный экспонат, вы не представляете, какие переговоры я вела с фирмами, которые делают двери, как бросала клич в народ в поисках старой двери. Наконец-то нашли, я сама на своей машине привезла ее в музей, эту дверь — вполне брутальную, такую, как надо».


Зубы — самый распространенный инструмент для колки орехов.

 


Советская дверь с дыркой в полотне держит на себе всю ось композиции выставки. Один из смыслов построения таков: от утилитарных предметов — чем бы расколоть орех, дабы полакомиться — к объектам современного искусства. Других же смыслов — множество: орех всегда ассоциировался с возможностью постижения тайны, достижения цели, с вечной дихотомией грубого видимого и тайного нежного, скрытого, защищенного и все же хрупкого. У каждого из нас свой Кракатук.

Каждый художник, представив свой объект, снабдил его краткой смешной аннотацией, а Мария Марченко придумала тексты-связки. К примеру, первый текст посвящен эпохе «до Щелкунчиков»: «Зубы — самый распространенный инструмент для щелканья орехов. Ими человек пользовался до тех пор, пока его челюсти не стали уменьшаться и слабеть, а мозг увеличился в объеме, сделав Homo разумным, пищу — доступной, а челюсти — малопригодными для колки орехов. Впрочем, у некоторых этот баланс еще не нарушен…»


Щелкунчик из Эрцгебирге (Германия) в гусарском доломане и шапке горняка.

 


На выставке интересно смотреть, читать и просто использовать экспонаты по назначению, то есть колоть орехи. Смело берите позолоченный орех из «Чеморехового щелкунчика» — такого специального чемоданчика художника Валериуса и колите его — в чемоданчике есть специальное приспособление. Есть «Зверь для колки орехов» Ольги Калитенко — можно релаксировать, неспешно хрустя. Колет орешки головой успешный господинчик в галстуке — объект «Мозговой штурм» Ольги Герр. «Жаль только, что стремление решать головой вытеснило умение решать сердцем», — пишет художница.

На вернисаже среди хруста скорлупы Мария Марченко призывала всех, отведавших орехов, написать записку о самом абсурдном и при этом функциональном объекте. Победил в итоге «Щелкун-мутант» Петра Рейхета. Это почти с человека ростом сооружение из стеблей мутантов-борщевиков бодро колет орехи.


Сергей Баранов. Абсолютное орудие.



Ну а где же принц, ведь в сказке Мари Штальбаум дождалась принца? Объект под названием «Заколдованный принц» Насти Фомичевой и Вадима Загорова оказался таким загадочным, что и на принца-то не похож. А Мария Марченко утверждает, что с принцем Щелкунчиком вообще все непросто. Он появляется в сказке в гусарском доломане и в странной шапке, которая по сути — шапка горняка из Эрцгебирге (Германия), где резчики в восемнадцатом столетии и создали образ куклы-щелкуна… Вот они, за стеклами витрины, — старинные щипцы для колки орехов и немецкие куклы-щелкунчики. Их разглядеть можно, лишь обойдя коробку двери, но зато в дырку в полотне видна фотография, созданная так, что похожа на старую картину. Театральный режиссер и фотохудожник Анна Шишкина запечатлела девочку Мари, которая держит в руках куклу, подаренную крестным Дроссельмейером. Кукла обязательно превратится в Принца, когда будет побежден Мышиный король.

Галина АРТЕМЕНКО

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх