Шедевр Тициана по-братски
Петербуржцы могут полюбоваться знаменитой картиной из Лувра «Мадонна с младенцем и святой Екатериной», более известной как «Мадонна с кроликом».
Петербуржцы могут полюбоваться знаменитой картиной из Лувра «Мадонна с младенцем и святой Екатериной», более известной как «Мадонна с кроликом».
На вернисаже в небольшом зале Нового Эрмитажа, рядом с Большими просветами, собралось столько народу, что к знаменитой «Мадонне» Тициана было не пробиться. Пришлось охранникам встать возле дверей и организовать что-то вроде очереди (побольше бы таких очередей!).
Картина совсем маленькая. Но, как заметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, великая. Кажется, что от нее исходит сияние.
Куратор выставки Ирина Артемьева рассказала, что в пастухе угадывается портретное сходство с заказчиком полотна — герцогом Федерико II Гонзага. А в Мадонне, согласно легенде, можно узнать черты жены Тициана Чечиллии.
Рассказывать о Тициане, ярчайшем представителе венецианской школы и итальянского Ренессанса, вообще, наверное, нет нужды: кто не знает его имя и его картины? В Эрмитаже хранится несколько его работ, в том числе потрясающий «Святой Себастьян».
К сожалению, самая лучшая работа Тициана, находившаяся в эрмитажном собрании, — «Венера с зеркалом», — в 1931 году была продана советским правительством и ныне находится в Национальной картинной галерее Вашингтона. Несколько лет назад «Венера» ненадолго возвращалась в Эрмитаж — на временную выставку, и Михаил Пиотровский рассказал журналистам, как его отец много лет назад в бытность свою в Вашингтоне при виде картины, некогда принадлежавшей нашему музею, а потом преступно проданной советским правительством американцам за бесценок, не смог сдержать слез.
«Мадонна с кроликом» тоже обладает драматической историей. О ней рассказала Ирина Артемьева, которая, кстати, и выбрала именно эту «Мадонну» для показа в Эрмитаже: «Тициан написал полотно в 1530 году по заказу герцога Федерико II Гонзага. Этот период важен для живописца, который прощается с прекрасной безмятежной порой юности и стоит на пороге зрелости. Почти сто лет «Мадонна» оставалась собственностью герцогов Гонзага. Лишь в 1627 году герцог Винченцо II подарил эту картину и еще несколько полотен кардиналу Ришелье. После смерти кардинала коллекцию унаследовал герцог Ришелье. Он был человеком азартным и однажды, играя с Людовиком XIV в мяч, поставил ее на кон. Герцог проиграл королю. Людовик XIV получил картины, которые, собственно, и положили начало Лувру».
Во время рассказа куратора о легкомысленном поступке герцога из толпы журналистов донеслось произнесенное кем-то с выражением слово «идиот!». Что тут можно возразить?
Фото с сайта titian.ru
Прямая речь
Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа:
— Я рад приветствовать шедевр Тициана «Мадонна с младенцем и святой Екатериной», предоставленный нашим братским музеем — Лувром. Мы получили ее в обмен на картину «Оплакивание Христа» кисти Веронезе, которая гостила в Лувре. У нас сейчас в Николаевском зале открыта выставка современного искусства из парижского Центра Помпиду. Кому не нравится Марсель Дюшан, могут смотреть Тициана. А тем, кому нравится Марсель Дюшан, обычно нравится и Тициан.
Сейчас хорошее время, нет толп туристов, и любители искусства могут в спокойной обстановке любоваться «Мадонной с кроликом», ведь ее надо смотреть часами. Эта великая картина несет удивительное чувство красоты и полноты жизни, это гармония, Аркадия — то, чего в реальности нет, но что художникам иногда удается привнести в свои работы.
Замечу, что на картине Тициана рядом с Богоматерью изображена Святая Екатерина, она узнается по кусочку колеса, на котором ее колесовали. День этой святой мы всегда отмечаем 7 декабря, в день рождения нашего музея — в память об императрице Екатерине II, основавшей Эрмитаж.
Кстати
В эрмитажном собрании есть еще одна работа Тициана — «Бегство в Египет», которая вот уже почти десять лет находится на реставрации. В будущем году картина должна вернуться в постоянную экспозицию.
Метки: Искусство Эрмитаж Путешествия Музейное дело
Важно: Правила перепоста материалов