Газета выходит с октября 1917 года Saturday 4 мая 2024

Шекспир рождается из тусовки, игра — из хулиганства

6 марта в Театре «на Литейном» — премьера «Ромео и Джульетты»

6 марта в Театре «на Литейном» — премьера «Ромео и Джульетты»



Несколько лет назад в Театре «На Литейном» жила молодежная «мастерская», там начинали только что закончившие институт Ксения Раппопорт, Тарас Бибич, Джулиано ди Капуа. Теперь все они уже зрелые и популярные актеры. Но театр по-прежнему не оставляет своим вниманием молодежь, и вот спустя почти десять лет после «Эдипа-царя» в театре репетируют новый молодежный спектакль — «Ромео и Джульетту».
Его участники по-настоящему юны, многие из них менее года назад окончили Театральную академию, да и самым старшим далеко до тридцати. Режиссер этого смелого проекта — ученица Вениамина Фильштинского актриса Галина Жданова. Она уже дебютировала в этом театре с постановкой «Марьино поле», за которую была награждена «Золотым софитом», и, вероятно, поэтому Ждановой доверили выпускать спектакль на большой сцене.
Мы пришли в театр за неделю до премьеры, сели в пустом зрительном зале и приготовились смотреть трагедию Шекспира. Но по сцене носились задорные ребята в повседневной одежде и с грохотом возили что-то, напоминающее больничные каталки. Сначала происходящее на сцене больше походило на школьный спортзал: все шумели, запрыгивали на каталки и спрыгивали с них, таскали друг друга на плечах, под мышкой, на закорках и еще множеством разных способов. Особенно тяжело пришлось актеру, которому досталась не стройная леди Капулетти и не худенькая кормилица, а сам богатырь Капулетти, но и он под присмотром режиссера мужественно таскал его через всю сцену. И хотя молодые актеры каждую паузу использовали, чтобы похулиганить и поболтать, режиссеру все же удалось привести эту неразбериху к художественному результату.
Примерно через час режиссерских мучений и поиска все сложилось в забавную и динамичную сценку: утро в доме Капулетти, сонный отец пытается добудиться спящих сладким сном леди Капулетти и кормилицу, потому что Парис стоит у дверей и ждет невесту Джульетту. В спектакле Галины Ждановой все реплики актеры произносят в глубоком сне, а в это время слуги усердно массируют их, пытаясь привести в чувства. Вот так из тусовки, игр, смеха рождается этот молодежный Шекспир. Галина Жданова отнюдь не режиссер-диктатор, она сама почти всю репетицию провела на сцене, вместе с актерами запрыгивала на каталки, показывала им нужные позы, а иногда и проигрывала за них куски.
Когда наконец настало время перерыва, то актеры, возглавляемые Джульеттой, как школьники, выпущенные на перемену, наперегонки бросились в буфет. А мы задержались в зале, чтобы поговорить с молодым режиссером.

«Нельзя ставить эту пьесу, когда тебе шестьдесят и ты не помнишь, что такое любовь»



— Галина, почему вы взялись за эту пьесу?

— У нас на курсе был спектакль «Ромео и Джульетта», в котором я играла Джульетту, поэтому мой выбор отчасти связан с тем, что я очень хорошо знаю материал. Но главный мотив был личный: я испытала чувства, которые доселе мне не приходилось испытывать, и мне показалось, что я знаю, как это было у Ромео и Джульетты.

— А почему взрослые роли играют молодые актеры?

— Я считаю, что в «Ромео и Джульетте» должна пульсировать молодая энергия, а когда в 60 лет ставят пьесу о том, какая была первая любовь, то они уже не помнят, как это было на самом деле, и появляется этот заезженный романтический флер. Мы же можем говорить «по живому», как это непосредственно происходит.

— Это ваш первый спектакль на большой сцене, вам страшно?

— Нет, не страшно, а ответственно.


«Барышня, барышня, а она уже замуж собралась!»



Единственная взрослая актриса в молодежном спектакле — это Алена Ложкина, исполнительница роли кормилицы, а в жизни мама Анны Арефьевой — Джульетты. Мы задали Алене Геннадьевне несколько вопросов.

— Как вы себя чувствуете в молодежном спектакле?

— Они заражают энергией и энтузиазмом, не раздумывая бросаются пробовать, и это здорово, потому что из всего этого что-то рождается. Я иду за ними, но и сама предлагаю какие-то глупости, пробую и ничего не боюсь. Мне это все очень нравится.

— Вы работаете с Аней в одном спектакле, для вас это что-то значит?

— Как кормилица говорит: «Барышня, барышня, а она уже замуж собралась!», так и у меня: как быстро время пробежало, и вот уже Аня на одной площадке со мной. Я играю ее кормилицу, и для меня это естественно.

— Как вам дочь в качестве партнерши?

— Она очаровательна!

— Вы строго относитесь к Аниной работе или восхищаетесь ею?

— Я только переживаю за нее.

— А дома обсуждаете то, что происходит на репетициях?

— Пока нет, потому что еще не было прогона, когда пройдем все целиком, то, если увижу со стороны, что можно подсказать, я ей, конечно, подскажу.

«Джульетта — это про всех девчонок»



Джульетту — Анну Арефьеву, ученицу Григория Козлова, телезрители знают по роли Риты в сериале «Слово женщине», а театралы — по ее ролям в спектаклях «Мастерской».

— Аня, вы мечтали об этой роли?

— Да, я думаю, что роль Джульетты подходит любой молодой актрисе и любой девчонке, потому что это про всех нас.

— А какая ваша Джульетта?

— Вначале она — избалованный ребенок, капризная современная девочка, еще не определившаяся в том, кто она: то маме подражает, то кормилице... Непонятное существо! Но она проходит через все события и становится сильной, взрослой женщиной, которая на равных разговаривает с Богом…

— Как вы думаете, в современном мире такая любовь возможна?

— Я постоянно об этом думаю и не могу ответить себе на этот вопрос. Мне кажется, что сейчас такого не бывает. Вот как прожить сцену, когда я — Джульетта — себя убиваю? У меня, к сожалению, есть такой опыт, я теряла любимого человека и видела рядом других женщин, у которых умирали любимые, но они становились только сильнее и продолжали жить…

— Как вам мама в качестве партнерши?

— Она удивительная! Я с детства с восхищением смотрела на нее, и не потому, что она  моя мама, а потому, что она шикарная актриса. Сейчас, столкнувшись с ней на сцене, я удивляюсь ее профессионализму, в театре она для меня не мама, я даже зову ее Аленой.

Виктория АМИНОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх