Шестерки идут налево
В городе 40 трамвайных маршрутов. На зимнее расписание электротранспорт перешел еще... во второй половине августа, увеличив количество рабочих смен. Мерзнуть на остановках с наступлением холодов теперь приходится в среднем по 15 минут днем и по полчаса вечером — при заранее неизвестном результате ..
30 сентября этого года мы рассказали о том, что припозднившиеся горожане не могут добраться от метро до своего дома никаким общественным транспортом. Тогда же мы запросили информацию по логистике транспортной инфраструктуры у городского комитета по транспорту. Ждать ответа пришлось долго. И пока ждали, мы провели собственное исследование. На сей раз по работе трамваев.
В городе 40 трамвайных маршрутов. На зимнее расписание электротранспорт перешел еще... во второй половине августа, увеличив количество рабочих смен. Мерзнуть на остановках с наступлением холодов теперь приходится в среднем по 15 минут днем и по полчаса вечером — при заранее неизвестном результате: покажется ли вообще из-за поворота долгожданный вагончик или нет?
Секвестр маршрута
Полдень, привычная картинка: забитая автомобилями улица, через пробки пробирается практически пустой трамвай. Водители ворчат: кому нужен в городе этот громоздкий транспорт, перевозящий в дневные часы по два-три пассажира в вагоне! Немногочисленные пассажиры нервничают: из-за автомобильных заторов трамвай тащится черепашьим шагом. Давнее противоречие, устранить которое может только выделенная для трамваев полоса — как это недавно было сделано на Лиговском проспекте, где теперь никто не в обиде.
Однако в этот полдень мы не на Лиговском проспекте. Мы, допустим, на площади Ленина. В первом вагоне трамвая двое, он и она. Во втором столько же и в том же составе. Он и она из первого громко переговариваются между собой распоследними словами — это вагоновожатая и кондуктор обсуждают производственные вопросы. Что-то, связанное с трудовой усталостью. Он и она из второго просто смиренные пассажиры — им, только что занявшим места согласно купленным билетам, объявили, что трамвай пойдет в парк. Однако шанс перебраться с Выборгской стороны на Петроградскую у них остается. Уже повезло.
И по будням, и по выходным трамваи появляются на линии после шести утра — утренние часы считаются временем наибольшей интенсивности движения. Вплоть до десяти часов на всех маршрутах установлены интервалы в 11 минут — так по крайней мере следует из вывесок на остановках.
После десяти утра и до четырех дня для трамваев наступает передышка. Интервалы в движении по будням составляют около 20 минут. Пассажиров, забирающихся с холода в долгожданный теплый вагончик, нередко поджидает пренеприятное известие: трамвай идет в парк.
Как и было в этом эпизоде на площади Ленина. Впрочем, сокращением маршрута неприятности для двух пассажиров не ограничились. Не проехав и остановки, трамвай встал на Боткинской улице: на путях ДТП. Чмокнувшиеся в пробке автомобили не могут покинуть место дорожно-транспортного происшествия до приезда представителя страховой компании. Участь пассажиров — покинуть вагон. Получив, разумеется, назад деньги, заплаченные за билет, — как за неоказанную услугу. Сцену гнева кондуктора лучше было не видеть. Проклятия — «Чтоб я больше никогда не встречал вас в моем трамвае!» — еще долго неслись вслед «больно продвинутым» пассажирам...
Маленький инцидент, тотчас же пассажирами и забытый, — не хватало еще в нашей жизни переживать из-за трамвайного хама кондуктора. Из-за секвестра маршрута. Из-за ненормативной лексики вагоновожатой. Всем понятно: общественный транспорт — вещь самобытная, живущая по своим, особым правилам. С трудом поддающаяся окультуриванию и регуляции. Не желаешь ехать в трамвае — катись в разбитой маршрутке. Выбор редко в пользу пассажира.
Мимопассажиропоток
А теперь — вечер. И все тот же маршрут. Шестой. Только нынче пассажирам надо добраться с Петроградской стороны на Выборгскую. Когда более года тому назад закрыли на капитальный ремонт станцию метро «Горьковская», пассажирам в компенсацию неудобств обещали сверхинтенсивное движение наземного транспорта в этой местности. И действительно, около полугода трамваи ходили как часы — едва ли не каждые пять минут.
Ходить с такой интенсивностью они продолжают и до сих пор. Но — мимо пассажиров.
После двадцати часов на улице Куйбышева наблюдается завораживающее явление — все ярко освещенные вагончики-шестерки потоком сворачивают налево, на улицу Чапаева. Трамваи идут в парк — оставляя за бортом коченеющих на остановке пассажиров. И так изо дня в день, опять же хоть часы по ним проверяй. Почему б им не проехать еще четыре остановки до кольца на площади Ленина — непонятно. Ну хотя бы через один! — умоляюще провожают глазами вагончики пассажиры.
Нет, трамваи уходят на покой. С восьми вечера и до полуночи для них установлены получасовые интервалы движения, оповещают таблички, высоко висящие над путями и разбираемые разве что в бинокль. Стоять на остановке, однако, можно и сорок, и пятьдесят минут — потенциальным пассажирам трамвая в этом конкретном случае приходится пользоваться коммерческими автобусами. С их передвижением все в порядке, оно здесь достаточно интенсивно.
График трафика
Какими общегородскими правилами регламентируется в Петербурге график трамвайного трафика? Этот простой вопрос ставит в затруднительное положение представителей транспортной отрасли. На одних маршрутах в норме окончание движения чуть ли не в восемь вечера, на других движение длится четко до полуночи.
График рассчитывается на основе маркетинговых исследований, весомо заявляют транспортники. Исходя из потребности пассажиров в трамваях. Загруженности вагонов. Здесь та же история, что и с электричками, которые в последние годы вообще перестали курсировать в поздние часы: по причине «малонаселенности вагонов».
Итак, каким образом устанавливаются часы работы трамваев? Этот вопрос «Вечерний Петербург» задал городскому комитету по транспорту. Официальный ответ гласит: «Режим работы устанавливается расписанием движения, которое разрабатывает перевозчик СПб ГУП «Горэлектротранс». Разработанное расписание проходит согласование с ГУ «Организатор перевозок» и окончательно утверждается комитетом по транспорту. Организация перевозок на маршруте в соответствии с утвержденным расписанием является неотъемлемой частью «Договора по организации и выполнению перевозки пассажиров наземным и электрическим транспортом», заключенного СПб ГУП «Горэлектротранс» с комитетом по транспорту. За невыполнение установленных объемов перевозок, регулярность движения и соблюдение графика СПб ГУП «Горэлектротранс» несет ответственность перед комитетом по транспорту в виде штрафных санкций. Контроль за графиком движения пассажирского транспорта осуществляется СПб ГУ «Организатор перевозок». Организацию движения в соответствии с расписанием осуществляет служба движения СПб ГУП «Горэлектротранс», в состав которой входит центральная диспетчерская служба, диспетчерские службы на конечных станциях и т. д.».
Очень подробный ответ и т. д. Его нам составляли весьма продолжительное время. Не будучи продвинутым в канцелярите, уяснить вышесказанное и понять, как все-таки призваны ходить трамваи в Петербурге, сложно. Можно лишь догадаться, что трамваи перемещаются у нас так, как того хотят сами трамвайщики — работники «Горэлектротранса», и это желание утверждается соответствующим комитетом Смольного.
Алла ДМИТРИЕВА, фото автора
Куда жаловаться на плохую работу общественного транспорта
Обращения пассажиров принимает информационно-справочная служба ГУ «Организатор перевозок». Телефон службы 576-55-55.
Жалобщики должны сообщать число, месяц и время происшествия, номер маршрута, а также регистрационный номер транспортного средства.
Важно: Правила перепоста материалов