Газета выходит с октября 1917 года Monday 25 ноября 2024

Школы будут объединять

Новый закон о реформировании бюджетной сферы коснется каждой без исключения школы, гимназии, лицея. Сейчас в обществе по этому поводу явный «раздрай»: родители боятся расширения платных услуг за счет традиционного бесплатного образования, учителя — урезания зарплат и связанной с этим необходимости изыскивать средства к существованию за счет детей и их семей. Власти же ...

Новый закон о реформировании бюджетной сферы коснется каждой без исключения школы, гимназии, лицея. Сейчас в обществе по этому поводу явный «раздрай»: родители боятся расширения платных услуг за счет традиционного бесплатного образования, учителя — урезания зарплат и связанной с этим необходимости изыскивать средства к существованию за счет детей и их семей. Власти же успокаивают, что ничего подобного не будет и школы просто получат право на большую самостоятельность, которая умным людям никогда еще не вредила.

Однако в Петербурге и до общероссийских планов реформирования бюджетной сети были свои направления реорганизации школ. Не секрет ведь, что в ряде школ учеников густо, а в других — почти пусто. Как и почему так получается, что с этим делать? Об этом наш корреспондент Марина ГЛЕБОВА беседует с председателем комитета по образованию правительства Петербурга Ольгой ИВАНОВОЙ.


В ближайшие годы петербургские школы ждет наплыв первоклашек.


Школьные здания терять нельзя

— Ольга Владимировна, если можно, сначала о цифрах. Сколько школ в городе переполнены и сколько, наоборот, страдают от дефицита учеников?

— Проблема действительно существует, и немалая. Переполненных школ в Петербурге сравнительно немного — 13 процентов. Это школы по-настоящему востребованные, куда родители рвутся, зная о качестве образования, которое получат их дети. Ну а недогруженных у нас, к сожалению, много больше — 35 процентов. К таковым мы относим школы, где детей учится не менее чем на четверть меньше, чем школы могут вместить по проекту. Но, как вы понимаете, это «средняя температура по больнице». Ведь есть школы вместимостью 800 учащихся, в которых занимаются всего 200 — 300 детей. Есть школы, заполненные всего на 30 — 50 процентов! Ну а перегруженных школ больше всего в Приморском, Кировском и Московском районах.

— Если перевести проценты в обычные величины, получается, что нехватку детей испытывают 248 школ, а переполненных в городе — 92. Видимо, это зависит не только от демографии?

— Не только — но, увы, во многом. Частично проблема связана с переводом школ на подушевое финансирование. Деньги, которые бюджет тратит на обеспечение образовательного процесса, идут за учеником. Школы востребованные получают больше средств, в состоянии обеспечить лучшие условия — и туда хочет отдать своих детей еще больше семей. Соответственно, уводя их из и без того недогруженных образовательных учреждений.

— В связи с этим возникает вопрос оптимизации сети школ города...

— Безусловно. Ведь бюджет несет огромные расходы по содержанию полупустых зданий. Пусть в школе 200 учеников, но ведь расходы на коммуналку, оплату электроэнергии, ремонт — как на 800, на которых школа была рассчитана изначально. Расходы — колоссальные! Но согласитесь, что подходить к этому вопросу надо с очень большой осторожностью. Посмотрите на детские сады города — они переполнены. Значит, детей в школах очень скоро прибавится. Для них должны быть места. Следовательно, ни в коем случае нельзя терять ни одно школьное здание. Все их необходимо сохранить в системе образования города.

Конфликты нам не нужны

— Тем не менее оптимизация сети петербургских школ все же идет. Есть какая-то общегородская программа на этот счет или план?


— Нет, программы как таковой нет и не будет. Процесс этот настолько сложный, что требует, так сказать, ручного управления. У нас есть комиссия по оптимизации сети городских общеобразовательных учреждений. Собственных предложений она не дает — но рассматривает любые инициативы районов. В районах знают положение дел в каждой школе, но предлагают нам рассмотреть различные варианты только в том случае, если есть конкретные планы использования школьных зданий.

Вариантов несколько. Скажем, в Центральном районе, где детей в принципе не слишком много, в освободившемся школьном здании нам было предложено организовать дом детского творчества (это школы № 2 и 122). В Красногвардейском районе на базе одной из школ открывается ДСШ — детская спортивная школа. Нередко школу или ее часть используют для организации групп детских садов. Таких вариантов было несколько — и все оказались удачными. Правда, для этого тоже требуются расходы на ремонт и перепланировку зданий. Ведь требования к садикам другие. Требуется отдельный вход, размещение не выше 2-го этажа, и так далее.

Но самый оптимальный, на мой взгляд, вариант — соединение в один комплекс переполненных и недогруженных школ. Это дает стимул к развитию сильным педагогическим коллективам, талантливым руководителям и позволяет использовать здания для разных возрастов. Чаще всего начальную школу выводят в отдельное здание. Очень удачно получилось, например, в Московском районе с гимназией № 524 и школой № 511. В первую была очередь, вторая страдала от нехватки детей. Их объединили, теперь проблем нет.

— Так в чем загвоздка? Объединить «ненужные» школы с востребованными — и вся недолга...

— В плане у нас пока несколько подобных проектов на весь город. И это не случайно. Давить здесь никто не вправе. Инициатива должна идти от районов. Психологически процесс объединения непрост как для педагогических коллективов, так и для родителей. Педагогические коллективы обеих школ — в том числе «поглощаемой» — необходимо сохранить, включая руководителей, обеспечить их нагрузкой. Учеников — довести до выпуска в составе прежних классов и с той же программой, какая была изначально, если они этого хотят.

При объединении 642-й гимназии и 645-й школы в Василеостровском районе возникла проблема, для нас неожиданная: родители опасались, что их заставят соглашаться на платные услуги. Чтобы рассеять тревогу, мы вместе с прокуратурой проводим проверку объема платных услуг в гимназии.

Пока в 2010 году возможны всего семь реорганизаций, так как районы нашли оптимальные, на их взгляд, решения по использованию зданий. Если проект нужно реализовывать ценой конфликтов с родителями и педагогическими коллективами, мы на это не пойдем.

— Как процесс оптимизации сети — или, наоборот, слишком медленной ее реорганизации — влияет на качество обучения? Скажутся ли на будущем отдельных школ результаты, которые их выпускники показали по ЕГЭ?

— Нет. ЕГЭ здесь ни при чем. Его результаты сказываются на аттестации учителей, но не на объединении школ. Результаты ЕГЭ не являются критерием для административных мер. Но при принятии решения об изменении статуса той или иной школы мы принимаем во внимание массу факторов — вплоть до места ее расположения. Скажем, как будут ходить ученики в другое здание? Будут ли при этом вынуждены пересекать оживленные магистрали? Если да — вопрос реорганизации снимается. И так далее.


От редакции. Жизнь покажет, так ли просто будет перейти на новые условия финансирования образования. Однако одно можно сказать уже сейчас: права школ на кусок финансового «пирога» вкупе с «усыханием» этого пирога, которое прогнозируется уже в ближайшие годы (резервный фонд будет исчерпан в 2011 году), сами по себе подтолкнут школы к объединению и оптимизации сети. Роль города при этом сведется к давней заповеди, пригодной для любых «хирургических» операций: не навреди.


Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх