Газета выходит с октября 1917 года Sunday 29 декабря 2024

Скульптура из легкомысленных материалов

До 5 сентября Музей игрушки приглашает на выставку-ретроспективу «Силуэты времени» к 70-летию первого художника авторской куклы Ленинграда Галины Белеховой. Авторские куклы в нашем представлении — такие милые, обаятельные создания, они пытаются войти со зрителем в контакт, поэтому чем больше художник нарисует глаза и чем умильнее мордашку, тем лучше. Здесь же — нечто отстраненное, предназначенное исключительно для любования и никак не для общения, потому что у кукол Белеховой практически нет лиц.

До 5 сентября Музей игрушки приглашает на выставку-ретроспективу «Силуэты времени» к 70-летию первого художника авторской куклы Ленинграда Галины Белеховой.

Авторские куклы в нашем представлении — такие милые, обаятельные создания, они пытаются войти со зрителем в контакт, поэтому чем больше художник нарисует глаза и чем умильнее мордашку, тем лучше. Здесь же — нечто отстраненное, предназначенное исключительно для любования и никак не для общения, потому что у кукол Белеховой практически нет лиц. Милой неправильности нет и в помине, но глаз не оторвать, и ты понимаешь: именно так и выглядели русский боярин, испанский гранд или венецианский банкир.


Дама в костюме середины XIX века.


Людовик XIV.


Денди.


Поскольку лица нет, образ создается с помощью силуэта, костюма, прически. Достаточно нескольких игривых бантиков на рукавах и длиннокудрого парика из шнура — и перед нами король-любовник Людовик XIV. А «Денди» — белейший атласнейший жилет сверкает в рамке черного фрака — разумеется, отсылает нас к пушкинскому Онегину.

Художница не копирует исторические костюмы «дословно», хотя в принципе может: однажды она создала серию кукол в народных костюмах Тульской губернии — точных копиях тех, что хранятся в Этнографическом музее, и ткани для этих костюмов Галина Сергеевна ткала сама.

Именно Галина Белехова одной из первых представляла российскую авторскую куклу на зарубежных выставках, а первая в Ленинграде выставка авторской куклы в 1979 году была персональной выставкой Галины Белеховой. Тремя годами раньше куклы Белеховой появились в витрине Дома мод, где соседствовали с элегантными шляпками. Приходилось ей делать и куклы-манекены для оформления интерьеров — в холлах гостиниц «Прибалтийская» и «Пулковская», ресторане «Конюшенный двор», — и елочные украшения по мотивам дымковской игрушки.

Художницу тянет к монохромности: фигуры трубящего тревогу гусара и богини войны Афины — красные, а всадник, символизирующий войну 1812 года, с одной стороны — одет по форме, а с другой — черный, обугленный. Кстати, Галине Белеховой удалось повторить достижение скульптора Клодта в небольшом формате: вздыбленный конь под гусаром стоит на двух точках опоры, как памятник Николаю I на Исаакиевской площади.  Да, это настоящая скульптура, хоть и создана из «примитивных» с традиционной точки зрения материалов — проволоки, папье-маше, ваты, ткани.

Художнице удается предельно скупыми средствами выразить эпоху: свою выставку в Музее этнографии в 1987 году Галина Белехова назвала «Силуэт — декоративный знак стиля эпохи». Когда у Галины Сергеевны возникает интерес к определенной эпохе, она тщательно изучает исторический костюм, быт эпохи — хотя ее куклы совершенно не бытовые: «Я всегда что-то преувеличиваю, чтобы усилить впечатление». О костюмах разных стран и народов художница может говорить часами: «Испанцы в эпоху Возрождения больше всего любили черный цвет. Для испанского костюма я использую очень жесткий каркас: костюм скрывает тело, только обозначает его линии». И признается: «Если здоровье позволит — завершу серию «Европейское Возрождение». Оно пока почти все у меня без женщин…»

Татьяна КИРИЛЛИНА

Фото автора

↑ Наверх