Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 27 ноября 2024

Слона-то мы заметили

«Алые паруса» раздуваются так активно, что вот-вот заслонят в памяти День города. Но ... Могут ли петербургские праздники стать чем-то знаково-петербургским? Может город хоть раз в год предъявить народу своих собственных звезд — многие из которых долгожданнее за границей, чем на родине?

«Алые паруса» раздуваются так активно, что вот-вот заслонят в памяти День города. Во всяком случае «корпоративный» молодежный праздник мыслится как возможность привлечения туристов — хотя что им наши поп-звезды? Очевидно, туристов, да и самих петербуржцев, сподручнее привлекать петербургским колоритом — но вот, например, минувший День города запомнился народу тем, что по улицам слона водили (очень мило — но...), и ростовыми куклами-жирафами из заморского театра (весьма симпатично — но...).

Могут ли петербургские праздники стать чем-то знаково-петербургским? Может город хоть раз в год предъявить народу своих собственных звезд — многие из которых долгожданнее за границей, чем на родине?

Об этом мы беседовали с режиссером и продюсером Виктором КРАМЕРОМ, который работал с Вячеславом Полуниным (и с ним получил английскую Премию им. Лоуренса Оливье), руководил Театром «Фарсы» (спектакли принесли лауреатство на Эдинбургском фестивале, не говоря о «Золотой маске» и «Золотом софите»). Виктор Моисеевич толк в праздниках знает — ставит шоу и за границей.


Согласитесь, в этих жирафах не хватает чего-то чисто петербургского.


Чужих приглашаем — своих не зовем

— Вы предупредили перед беседой, что последних городских праздников толком не видели. Некогда или неинтересно?

— Просто несколько лет назад нас с женой и ребенком чуть не задавили на таком вот празднике. После салюта мы стали возвращаться, в районе Зимнего дворца попали в такую давку...

Так что с тех пор сам не хожу на городские праздники и всем своим запрещаю. К тому же я думаю, что не нужно концентрировать праздничные акции только в центре города — события нужно децентрализовать, чтобы избежать давки.

Мне кажется, что нет еще должного понимания особенностей Петербурга: праздник в любом западном уютном городке с населением в 200 — 500 тысяч — это одно, а если у тебя гигантский город, все съезжаются из разных районов в центр и сбиваются в толпу, — это требует совершенно других механизмов управления праздником.

— Есть мнение: петербургские праздники — какие-то не петербургские. У города есть потенциал, чтобы породить исключительно нашу историю, которой не увидишь больше нигде? Ну как карнавал в Венеции, в Бразилии...

— Судя по всему, устроители предпочитают использовать уже готовое чужое, а не делать свое.

В мире, в Европе — энное количество уличных театров, которые заточены под то, чтобы делать уличные представления. В России, к сожалению, этот жанр слабо развит. Во-первых — посмотрите: вот сейчас середина июня, а мы мерзнем — погода такая. Второе — такие уличные театры не поддерживаются государством никак.

На Западе уличная театральная культура очень мощно стимулируется — поэтому люди и придумывают свои идеи, свои праздники. Фестивали идут нон-стопом — все лето. Во Франции, например, фестивали работают на мощную поддержку малых городов, чтобы оттуда люди не уезжали, — там в течение сезона можно видеть звезд мировой величины: один фестиваль заканчивается — начинается другой, приезжают новые знаменитости.

Петербург ограничивается тем, что привозит западные уличные театры. Замечательные, но — нет должного акцента на развитие собственных сил и талантов.

— Идея пригласить «наших»: Полунина, DEREVO, собрать «Фарсы»; Шевчука, Гребенщикова, «Терем-квартет» — словом, петербургских, да дать их народу бесплатно... Это мысль утопическая и все упирается в деньги?


— Упирается ли это только в деньги — не знаю, этот мир для меня загадочен. Сама по себе идея-то, мне кажется, хорошая.

Но и это не решение проблемы. В Бразилии карнавал делают сами люди, они организуют коммуны, сами творят — создают то, что их будет радовать. Муниципальные службы помогают, подтягивают спонсоров.

Мы когда-то с Полуниным серьезно занимались изучением организации карнавалов за рубежом, ездили по разным западным праздникам и смотрели, как это сделано. В основе всех подобных событий очень точная финансовая схема. У нас государство выделяет деньги, они даются неким людям, которые и создают «мероприятие». А в Европе государство если и дает деньги, то только часть. В основном средства выделяют спонсоры. Но это не деньги в общий котел; каждый спонсор финансирует конкретное событие или объект. Это выгодно спонсорам (поскольку это реклама) и это выгодно людям (поскольку есть на что создавать праздник). У нас либо нет законов, позволяющих наладить эту систему, либо никому не хочется этим заниматься. В том числе и по этой причине праздник отделен от людей.


Пока организаторы праздников предпочитают использовать уже готовое — пусть и очень хорошее! — чужое, а не придумывать свое.


Умеем ли мы веселиться?

— Городской праздник — это коммерчески выгодное мероприятие для городского бюджета — или скорее разорительное, но имиджевое?

— Если идти путем западным — городской праздник должен быть выгодным. Нужно просто втянуть в эту игру людей и спонсоров: найти схемы, заинтересовать. А если делать как сейчас — «мы как бы развлекаем жителей» — это, естественно, в основном городские траты.

На Западе такие события притягивают туристов. Если мы хотим того же — нужно делать что-то очень свое, авторское. Пригласить... не знаю... да, театр DEREVO и сказать: ребята, вот вам деньги — сделаем необычное, посвященное конкретно этому дню и конкретно этому городу зрелище... Но пока этого не происходит.

— Может, мы и не умеем веселиться? Угрюмые жители северного города...

— Думаю, с умением веселиться все в порядке. Но дело в том, что дать деньги, нанять одних людей, чтобы они сделали для других людей праздник, — это намного проще, чем найти способ, чтобы помочь людям самим сделать себе праздник.

...Вот вспомнил свое детство — демонстрации. Мы с радостью участвовали в них. Заводы и предприятия украшали свои машины, люди несли плакаты, переодевались в матросов и солдат... Мало кто из нас придавал этому идеологическое значение. Это тоже были своего рода карнавалы — ну, в Бразилии танцуют самбу, а тут несли транспаранты и играли на гармошках, но результат один: всем было весело.

Просто это требует работы со зрителем. Только если раньше «работала» коммунистическая партия, то сейчас, по-видимому, никто. И собирается ли работать — не знаю.


Василий Сазонов, главный режиссер и художественный руководитель Центра фестивалей и праздников:

— Что сделать, чтобы праздник был «петербургским» по духу? Для начала провести его в Петербурге. Разумеется, на очень высоком художественном уровне. А в принципе спрашивать такое — все равно что интересоваться у режиссера, каким ему видится спектакль. Спектакли разные — и петербургские праздники разные: День города отличается от «Алых парусов» или новогодних гуляний.

Разорителен городской праздник или выгоден городу? Я бы не употреблял слово «разорительный»: да, это весомые затраты, но очень важные в социальном плане — такие праздники создают более теплый социальный климат, учат любить город и друг друга. В принципе городские праздники могут окупаться — есть примеры западных городов, чей бюджет пополняется именно за счет таких фестивалей. Мы тоже к этому стремимся.

Насчет приглашения ленинградских — петербургских звезд — идея вполне реальная, будем над этим работать, тем более что впереди праздников много. Но вы, видимо, имеете в виду звезд, которые подолгу бывают за границей, — и понятно, что прервать гастрольный тур, чтобы приехать в Петербург, — дорогое удовольствие. Но город от такого подарка не отказался бы.



Беседовала Александра ШЕРОМОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх