Слушать в отсеках!
Ветераны-подводники рассказали о былой службе в третьем плавучем музее Петербурга
25 июля — День Военно-Морского Флота. Наш корреспондент Юлия БИБИШЕВА отправилась поздравить с праздником моряков на… подводную лодку. И вот что там узнала.
На набережной Лейтенанта Шмидта, у плавучего причала Ленинградской военно-морской базы пришвартована самая настоящая подводная лодка «С-189», превращенная в плавучий музей-памятник. За экскурсоводов здесь — ветераны-подводники, много лет прослужившие на подлодках такого класса. Сдерживая командные голоса, они рассказывают о том, как можно жить в замкнутом пространстве на глубине в несколько сотен метров. Рассказывают так, как будто бы это — обычное дело. А ведь известно, что даже сам Юрий Гагарин, совершив погружение, сказал, что лучше уж он еще три раза слетает в космос.
Когда усталая подлодка
Познакомиться с волонтерами музея и совершить увлекательное путешествие по семи отсекам подводной лодки «С-189» корреспондентов «Вечёрки» пригласил давний читатель, Герой России, капитан 1-го ранга Аркадий Ефанов.
— Вы присутствуете на последней подводной лодке проекта 613, сохранившейся на территории бывшего СССР, — объявил он. — Всего их было выпущено 215. Построили подлодку на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде, и 35 лет она несла службу в составе 25-й Краснознаменной бригады подводных лодок Балтийского флота.
В конце 80-х годов подводные лодки проекта 613 были выведены из боевого состава Военно-Морского Флота и утилизированы в связи с сокращением корабельного состава флота. Многие лодки досрочно списывали в отстой, сдавали в металлолом и просто бросали десятками. «С-189» затонула у второго причала Купеческой гавани и около семи лет провела на грунте. Часть ее ограждения рубки и шахта РДП торчали над водой.
У энтузиастов появилась идея создать из подлодки музей. А в преддверии 100-летнего юбилея подводных сил появился проект подъема «С-189» и превращения ее в плавучий музей.
— Общий внешний вид подлодки сильно пострадал. Отсеки были повреждены изрядно. А внутрилодочные системы и оборудование были раскурочены современными добытчиками цветных металлов, — рассказал Николай Чернышев, капитан-директор музея. — На ее подъем пришлось привлечь специалистов, различную технику: плавучий кран, водолазные суда. Все это делалось на средства подводников.
Куда деться с подводной лодки?
Оказывается, даже с подводной лодки в случае чего есть выход: через спасательный люк, боевую рубку или в крайнем случае из торпедного аппарата. Правда, сделать это возможно лишь с глубины до ста метров. Три человека в снаряжении залезают в торпедный аппарат, а оставшиеся в отсеке обеспечивают их шлюзование. Тут счет времени начинает идти на секунды. Нужно максимально быстро сравнять давление внутри аппарата с внешним. После чего открыть переднюю крышку и выпустить людей из аппарата.
Если давление удалось сравнять быстро, за пару минут, то дальше подъем ведется методом свободного всплытия. А вот если потрачено минут двадцать, выходить придется, используя режим декомпрессии.
— Процесс такой сложный, потому что есть риск заболеть кессонной болезнью. Что это такое? В крови человека при повышении давления растворяется азот. При резкой смене давления на более низкое кровь может просто вскипеть: происходит «эффект шампанского» — пузырьки азота рвут вены и артерии. Это может закончиться инвалидностью или даже смертельным исходом. Спасает подводников режим декомпрессии. Для него используют специальный буй-вьюшку со 130-метровым канатом с узелками-«мусингами» на разном расстоянии друг от друга. Закрепив один конец каната, можно начать подъем до первого узелка. Там сделать остановку, пока газовый состав в крови не нормализуется.
Подводная лодка диктует свои условия жизни. Во-первых, из-за экономии места койки здесь узкие-преузкие и расположены в несколько рядов с очень маленьким расстоянием между ними, некоторые прямо на торпедах. И все равно приходилось спать по очереди.
Во-вторых рацион тоже не вполне «земной». Без солнечного света людям необходимы определенные витамины и микроэлементы. Поэтому кроме обычных борща, макарон и компота подводник ежедневно получал пятьдесят граммов сухого вина, 15 граммов шоколада и сушеную рыбу — воблу или тарань. Частенько менялись друг с другом: кто любил вино, выменивал его на шоколадки у тех, кого дома ждали дети.
Подводные лодки проекта 613 (Whiskey, по классификации НАТО) — серия советских средних дизель-электрических подводных лодок, построенных в 1951 — 1958 годах. Серия стала самой массовой в советском подводном флоте: было построено 215 подводных лодок. 43 лодки впоследствии были переданы различным странам, еще 21 лодка была построена в Китае по советским чертежам и с использованием советских комплектующих. Строительство подводных лодок проекта 613 велось с 1950 по 1958 год. Темпы его были очень высокими: в среднем каждые пять дней флот получал новую подводную лодку.
Подводная лодка «С-189» была спущена на воду в сентябре 1954 года.
Разработчик проекта 613 — ЦКБ-18. Главные конструкторы: Перегудов, Евграфов, Дерибин. Надводная скорость: 18,2 узла. Подводная — 13 узлов. Рабочая глубина погружения: 170 метров. Автономность плавания — 30 суток. Экипаж — 54 человека.
25 июля — День Военно-Морского Флота. Наш корреспондент Юлия БИБИШЕВА отправилась поздравить с праздником моряков на… подводную лодку. И вот что там узнала.
На набережной Лейтенанта Шмидта, у плавучего причала Ленинградской военно-морской базы пришвартована самая настоящая подводная лодка «С-189», превращенная в плавучий музей-памятник. За экскурсоводов здесь — ветераны-подводники, много лет прослужившие на подлодках такого класса. Сдерживая командные голоса, они рассказывают о том, как можно жить в замкнутом пространстве на глубине в несколько сотен метров. Рассказывают так, как будто бы это — обычное дело. А ведь известно, что даже сам Юрий Гагарин, совершив погружение, сказал, что лучше уж он еще три раза слетает в космос.
Время работы плавучего музея:
среда — воскресенье с 10.00 до 18.00. Вход посетителей — до 17.00.
В период навигации музей работает при условии отсутствия на причале иностранных судов по специальному расписанию (тел. 8-904-600-42-68).
Важно: Правила перепоста материалов