Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Смерть уже наступила, но жизнь еще об этом не знала

«В субботу» — фильм не столько про Чернобыль, сколько про русский характер

«В субботу» — фильм не столько про Чернобыль, сколько про русский характер

На престижном международном кинофестивале, который проходит сейчас в Берлине, Россию представляет новый фильм Александра Миндадзе (на фото)
«В субботу», впервые поднимающий на большом экране тему чернобыльской катастрофы. Наш обозреватель Дмитрий СОЛоВЬЕВ получил возможность задать несколько вопросов постановщику перед кинофорумом.


Живем в состоянии перманентного ожидания беды


— «В субботу» — практически первая отечественная картина, посвященная Чернобыльской трагедии. За прошедшие 25 лет ни один российский кинорежиссер не обращался к этой теме. Давно ли у вас созрел замысел сценария?
— На тему крупнейшей техногенной катастрофы, каковой является авария на чернобыльской АЭС, был снят не один десяток документальных фильмов, в начале 90-х на Киностудии Довженко была снята художественная лента, но она прошла довольно незаметно. Был еще фильм «Распад» режиссера Михаила Беликова. Мне давно хотелось снять фильм-метафору про чернобыльские события. Не документальный, ни в коем случае не блокбастер. У меня не было намерений устраивать разборки — кто какую кнопку нажал, кто в итоге виноват, все это до сих пор покрыто тайной. Мне прежде всего хотелось снять картину о том, как человек от катастрофы не убегает, а наоборот — не может сдвинуться с места, продолжает радоваться мелочам, живет простыми вещами и в каких-то довольно простых категориях — идет в магазин покупать девушке туфли, гуляет на свадьбе. По сути, это история про день, когда смерть уже наступила, но жизнь еще об этом не знала.
Картина «В субботу» — это фильм не столько про Чернобыль, сколько про русский характер, а авария — предлагаемые обстоятельства. В этом смысле история очень актуальна сегодня — мы живем в состоянии перманентного кризиса, внутреннего предчувствия беды, и организм уже как-то к этому сам приспосабливается. Вокруг постоянно что-то взрывают, сплошные природные и техногенные катаклизмы сыплются на нас со всех сторон — и тем не менее человек продолжает жить, продолжает чему-то радоваться, человеческое побеждает даже в минуту осознания обреченности. Это главное в моей картине.
— Было ли для вас принципиально важным соблюсти нюансы исторического контекста, выдержать документальность в описании эпохи 1980-х?
— Картина пронизана документализмом. Для того чтобы «впрыгнуть» в эту метафору, о которой я уже сказал, мне надо было на что-то опираться, стоять твердо на земле и отталкиваться от достоверности. Именно поэтому при работе над картиной для меня было принципиально соблюсти все нюансы исторического контекста, выдержать документальность в описании событий. Сценарий к фильму я писал в течение года, и он был готов уже в ноябре 2008-го. Съемки проходили летом 2010-го. До этого времени мы активно работали с документами и собирали материалы.

В день катастрофы в Припяти было шестнадцать свадеб


— Где проходили съемки?
— В поисках натуры для съемок мы объехали всю Украину, побывали во всех «атомных» городах, построенных по тому же проекту, что и Припять. В итоге мы выбрали два города, в которых и снимали, — Светлодарск в Донецкой области, где была отснята большая часть материала, и Энергодар под Запорожьем, где мы также снимали несколько сцен. Почти вся массовка, которую мы задействовали на съемках, не профессиональные актеры, а простые жители городов, в которых проходили съемки.
Перед съемками была проведена огромная работа по сбору документального материала — из рассказов очевидцев, которые находились 26 апреля 1986-го в Припяти. Получилось несколько томов, настоящих архивных фолиантов. Мы основывались на реальных воспоминаниях людей, их свидетельства мы начали собирать еще пять лет назад. К примеру, в тот день в Припяти было шестнадцать свадеб — это поистине была суббота незнания. Так что история со свадьбой, которая показана в фильме, не придумана вовсе.
Это был закрытый и абсолютно привилегированный город. В то время молодежь стремилась в подобные города. Молодой, чистый город, работа, сулившая и продвижение, и достаток. Тогда можно было найти немало предложений по обмену квартиры, скажем, в Киеве на квартиру в Припяти. В фильме «В субботу» есть сцена, где главный герой отправляется с девушкой в магазин — выбирать туфли. Неосведомленный человек усомнится — откуда в 1986-м в универмаге Припяти такой выбор женской обуви? Но сцена эта реалистична — Припять, как и все закрытые «атомные» города, была на особом обеспечении.

Не стремлюсь работать с медийными актерами


— Как вам работалось с Антоном Шагиным? Вы рассматривали кого-то другого на главную мужскую роль?
— Антон Шагин — потрясающий актер, большой артист. Я очень надеюсь, что в будущем у него будут роли, которые помогут ему раскрыться. Во время кастинга на роль Валеры я перепробовал массу актеров, и среди них были очень талантливые ребята. Но только Шагиным я остался доволен. Он очень живой, подвижный, интересующийся, в нем есть «настоящесть». В перерывах между съемками он все время ходил с книжками Володина, Вампилова — большая редкость для современного молодого человека двадцати шести лет от роду. На съемках я ему сразу сказал, что играть ему предстоит невеселого, угрюмого, сломленного парня: «Ты тут не энергичный мальчик, каким был, скажем, в «Стилягах». Ты — Валера-алкоголик, у тебя фактически цирроз печени, ты и бежать-то, при всем желании, уже физически почти не можешь. Ты и в партию пошел, может, во многом для того, чтобы завязать, а на свадьбе развязал — вот тебе правда и открылась».
— Расскажите о подборе актеров на другие роли...
— Актрису Светлану Смирнову-Марцинкевич (главная женская роль) я нашел случайно в Санкт-Петербурге. Это ее дебют в кинематографе — и уникальное попадание. Она как растение, которое просто расцветало на съемках. Мне даже не надо было ей ничего говорить — Света все понимала. Этим она мне напомнила Елену Майорову, когда мы снимали «Парад планет», — та тоже все делала сама, ей ничего не надо было говорить. Вообще я не стремлюсь работать с уже известными, так сказать, медийными актерами. Не стремлюсь к этому потому, что так или иначе при работе с известными актерами всегда присутствует эхо их предыдущих ролей, от него не получается избавиться. И в таком случае приходится отклоняться от первоначального замысла, как будто в сценарии, изначально задуманном, допускаются погрешности.

Дмитрий СОЛОВЬЕВ

↑ Наверх