Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 1 января 2025

Снижают не цену, а вес пачки

Производителей вынуждают разбавлять сметану пальмовым маслом

Очередной поход по магазинам корреспондентов «Вечёрки» завершился одной хорошей новостью — в сетевых магазинах цена нарезного батона из муки первого сорта весом 300 граммов снизилась с 10 руб. 90 коп. до 10 руб. 19 коп.
Месяц назад наша газета рассказывала о том, что сетевики не выполняют обязательства не повышать цену на социальные сорта хлеба. Так как если бы вес нарезного не был занижен (традиционно батон весит 400 г), то стоил бы он больше 14 рублей. Теперь цена приведена в соответствие с обязательствами, данными городскому правительству.
Других положительных сдвигов в ценах обнаружить, увы, не удалось. Ставшая дефицитным продуктом гречка, которую месяц назад можно было найти не во всех магазинах, сегодня появилась на прилавках, однако даже в сетевых магазинах цена на нее зашкаливает. Она стоит 55,69 рубля за пачку. Но если раньше ее расфасовывали в пачки по 900 граммов, то сегодня вес пачки уменьшился до 800 г. То есть килограмм гречки в сетевых магазинах реально стоит 70 рублей, а в торговых точках шаговой доступности — все 90. Оптимистичные заявления о том, что после закупок за границей цена на крупу снизится, не оправдались.




В подорожании импортного масла виноваты…
русские коровы
Также месяц назад, когда резко выросли цены на сливочное масло, наша газета попыталась выяснить, чем объясняется такой скачок. Тогда петербургские производители молочных продуктов сослались на то, что во время жары надои уменьшились на треть и в октябре все еще ощущался дефицит молока. Однако вместе с отечественным отчего-то резко подорожало и импортное сливочное масло, например финское. В то же время в самой Финляндии подорожания не наблюдалось. Наша газета обратилась к фирме, импортирующей финский продукт на российский рынок, с просьбой разъяснить этот феномен. Завязалась переписка. Приводим ее дословно.
«Вечерний Петербург»: — В магазинах подорожало масло, в том числе и марки «Валио». Просим объяснить причины подорожания. 
ООО «Валио»: — Направляем комментарий вице-президента по маркетингу ООО «Валио» Елены Смирновой: «У данного вопроса арифметика довольно простая. Повышение цен на масло вызвано рядом объективных причин. Прежде всего, все мы помним, каким аномально жарким и засушливым было прошедшее лето: молочные производства, попавшие в зону действия блокирующего антициклона, отмечали определенное снижение уровня надоев. А ведь не стоит забывать, что для производства 1 кг сливочного масла требуется около 20 л качественного молока. Цена на фасованное сливочное масло должна напрямую зависеть от стоимости сырья, которое неуклонно дорожает год от года. Например, с сентября 2008 г. по сентябрь 2010 г. отпускные цены на блочное (развесное ) масло выросли как минимум на 60%. Несмотря на это, за двухлетний период цена масла «Валио» изменилась только на 30%… Жертвовать качеством нашего масла ради снижения его стоимости, «удешевляя» рецептуру, например, добавив консерванты, мы не будем».
«Вечерний Петербург»: — Комментарий получен, спасибо. Однако есть вопросы. Где производится продукция «Валио», которая поставляется на российский рынок, — на территории Петербурга или Ленинградской области?
ООО «Валио»: — Среди наименований продукции «Valio», которая поставляется на российский рынок, в России производятся питьевые йогурты «Valiojogurtti» (контрактное производство на заводе «Галактика» в Ленинградской обл.), а также отдельные наименования плавленого сыра «Viola» на собственном заводе в Ершове, Московской области. Пожалуйста, обращайтесь, если будут еще вопросы.
«Вечерний Петербург»: — Извините за непонятливость. Масло «Валио» где производится? В Финляндии или в России? Требуется уточнить именно этот вопрос. В Финляндии разве масло подорожало?
Ответа на этот вопрос мы ждали две недели. Но так и не дождались. Впрочем, его можно найти на любой пачке масла данной марки в любом магазине. Там ясно сказано: изготовитель: АО «Валио», Мейеритие, 6, Хельсинки. Значит, надои наших русских коров никак не могли повлиять на себестоимость финского масла. Кто же в таком случае задрал на него цену?
Правда, справедливости ради надо сказать, что в сетевых магазинах мы уже не нашли самого дорогого кисломолочного масла «Валио» за 92 рубля. Оно исчезло. Сейчас 200-граммовая пачка 82-процентной жирности стоит 62 рубля. А рекорды по цене бьет, наоборот, отечественное масло «Веселый молочник» — 75,49 рубля за 200 граммов (82,5 процента жирности).
Производители предъявили ультиматум торговым сетям
Наибольшая напряженность возникла сегодня именно на рынке молочных продуктов. Здесь разыгрываются настоящие трагедии. На прошлой неделе представители молокопроизводящих предприятий заявили, что объявляют войну сетевикам, которые не идут на повышение цен и тем самым разоряют производителей.
— У большинства из нас договоры с крупными торговыми сетями заключены буквально на кабальных условиях, — поведал корреспонденту «ВП» Алексей Бородин, генеральный директор ООО «Сельхозпредприятие «Лосево», известного производителя экологически чистых молочных продуктов. — Например, в соответствии с договором наше предприятие имеет право поднимать цену на продукцию не более двух раз в год не более чем на 10 процентов. А в каком положении мы оказались сегодня? Мало того что летом был дефицит молока, так плюс к этому сейчас сложилась критическая ситуация на рынке кормов. Фуражного зерна заготовили мало, к тому же оптовики не спешат его закупать, ждут, пока цены поднимутся еще больше. В результате себестоимость молока  в начале лета была 10 рублей за литр, а сегодня выросла до 14 — 15 рублей. Как можно при этом сохранять цены неизменными? А магазины, куда мы поставляем молочные продукты, не хотят идти ни на какие уступки. Поэтому мы вынуждены были пойти на крайние меры и направили руководителям торговой сети письмо о том, что разрываем с ними договор. Это решение далось нам очень тяжело, так как сотрудничали мы не один год. Но другого выхода не видим. Будем уходить в магазины шаговой доступности, которые не ставят таких жестких условий. Или другой вариант — открывать собственные магазины. Есть еще третий вариант — добавлять в молочную продукцию всякие примеси для снижения цены, например разбавлять сметану дешевым пальмовым маслом. Именно на это толкают производителей торговые сети. За всех говорить не стану, но у нашего предприятия высокая репутация на рынке, которой мы дорожим, так что пойти на это не можем.
В любом случае, по словам Алексея Бородина, в ближайшее время цены на молочную продукцию будут расти. И пик, как он предполагает, будет в апреле — мае будущего года, так как запасы кормов ограничены и, значит, весной на всех их уже не хватит.

Светлана ЯКОВЛЕВА
Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх