Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 апреля 2024

Соединяя Восток и Запад…

В залах № 364 — 367 Зимнего дворца до 13 декабря — выставка «Божественные лики. Греческие иконы из коллекции Велимезиса». Коллекционер Эмилиос Велимезис собирал иконы с 1935 по 1946 год.

Коллекционер Эмилиос Велимезис собирал иконы с 1935 по 1946 год. После его смерти коллекция перешла к родственникам, часть была передана в Музей Бенаки в Афинах. В 1990-е по инициативе одного из родственников Велимезиса, Христоса Маргаритиса, рассеянная коллекция была вновь собрана, изучена, издан каталог, и в 1997 году выставка икон из коллекции Велимезиса с успехом прошла в Фессалониках, а затем в Афинах. С тех пор началось путешествие коллекции по всему свету, и вот она приехала в Россию.

В XVI — XVIII веках Византия прекратила существовать как государство, но ее художественная культура продолжала развиваться. В разных регионах бывшей Византийской империи сформировались местные художественные школы со своими характерными особенностями. На Крите, находившемся под протекторатом Венеции, процветала знаменитая критская школа, в которой византийские традиции испытали сильное западноевропейское влияние. Несмотря на это, критские иконы на Руси очень ценились. «Надо понимать, что, если нововведения приходили из Византии, пусть и бывшей, они считались образцами для подражания, а если с Запада — к ним относились настороженно», — объяснил куратор выставки Юрий Пятницкий.

Распознать это самое западное влияние по силам даже неспециалисту: восточная традиция тяготеет к символизму, западная — к буквализму. Например, на иконе XVI века «Иоанн Предтеча — ангел пустыни» пророк изображен молящимся, а в правом нижнем углу изображена его голова на блюде — указание на последующую мученическую смерть. А на иконе XVII века «Усекновение главы Иоанна Предтечи» подробно изображено само событие: обезглавленное тело святого, палач, кладущий голову на блюдо, которое держит служанка…

Большинство экспонатов — иконы, которые писались для рядовых заказчиков или небольших церквей, в их простодушной наивности есть особое обаяние. Некоторые иконы подписаны, а часть икон, не имеющих подписи, автор каталога профессор Янинского университета (Греция) Нано Хатзидаки связала с творчеством знаменитых критских иконописцев. По мнению госпожи Хатзидаки, одна из икон в коллекции, «Пьета с ангелами», принадлежит кисти самого Доминикоса Теотокопулоса. Не слышали о таком? Немудрено: уехав в Испанию, он прославился под другим именем — Эль Греко. На иконе «Пьета с ангелами», или «Страсти Христовы», изображены ангелы, поддерживающие тело умершего Спасителя. Сама икона небольшая, в резной раме, и по манере тоже скорее «западная», чем «восточная». Есть на выставке и другие интересные экспонаты — например, икона «Святой Николай Чудотворец в рост» работы известного мастера XVII века Эммануила Тзанеса. Святитель изображен стоящим на облаке над морем, тем самым подчеркивается, что Николай Чудотворец — покровитель путешественников и моряков.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, открывая выставку, сказал: «Глядя на икону, написанную Эль Греко, мы неизбежно вспоминаем Феофана Грека, который развил русское искусство, как Эль Греко — искусство западное. А икона «Богоматерь Умиление» вызывает у нас ассоциации с Владимирской Богоматерью». Намекая на специфический температурно-влажностный режим в зале, Михаил Борисович добавил: «Нам всем немножко жарко, но главное, чтобы иконам было хорошо».

Татьяна КИРИЛЛИНА

↑ Наверх