Советский Союз в стиле аниме
На экраны вышел мультфильм «Первый отряд». В последнее время сделалось модным сплавлять воедино национальный сюжет и интернациональную форму. Стоит ли этот российско-японский мультик того шума, который вокруг него поднялся?
В последнее время сделалось модным сплавлять воедино национальный сюжет и интернациональную форму. Что далеко ходить, достаточно вспомнить несколько последних проектов — «Девять» Тимура Бекмамбетова, снятый в сотрудничестве с Тимом Бёртоном, или «Книгу мастеров», которая, как известно, стала первым русским диснеевским фильмом. Сразу делается ясно: фишка особенно хорошо, похоже, работает на детях. Они по мысли киноделов совершенно отвыкли от национальной эстетики, не понимают язык русского искусства. Значит, надо прививать юным должные ценности — доступными средствами. Дисней и Тим Бёртон вполне подойдут.
Или аниме. Японская анимация давно уже никому не в новинку, ее стиль стал совершенно привычным и понятным. «Почему бы, — видимо, решили русские продюсеры Михаил Шприц и Алексей Климов, — не сделать отечественное аниме? С родным, патриотическим зарядом?»
Установили контакт с японской анимационной студией «4°C». И сделали.
Время действия — 1942 год, война. В Москве планирует свои операции особый, эзотерико-магический отдел КГБ. У фашистов — аналогичная организация. Причем немцы дошли уже до того, что оживили барона фон Вольфа, магистра псов-рыцарей, сгинувших в Ледовом побоище. Нашим ответом злой тевтонской магии становятся пионеры-герои, целый отряд — тот самый, «первый». Пионеры тут не просто дети, а натренированные супербойцы. Большинство из них, правда, уже мертвые, но так даже удобнее сражаться с покойником-магистром. А с советским командованием их связывает последняя выжившая из отряда девочка Надя, которой кроме всего прочего принадлежит умопомрачительная магическая катана с подвесным мишкой. Надю сажают в какой-то некроманский скафандр, который позволяет ей наведываться на тот свет и возвращаться. Параллельно появляются злые близняшки-эсэсовки, куча призраков и зомби и святой православный старец с ухватками гуру-каратиста. Так вот, в скафандре и с катаной под мышкой, и происходит главный бой не ради славы — ради жизни на земле. Причем, что должно вызывать самые сильные эмоции, весь этот паноптикум — во вполне знакомых декорациях. ВДНХ. Станция московского метро «Маяковская».
Замысел, еще когда о нем только начали ходить смутные слухи, звучал смело и откровенно. Но что-то останавливало от того, чтоб заранее распахнуть объятия и ждать нового слова в советско-российской альтернативной истории для самых маленьких.
И правильно. Потому что ничего не получается. Все эти почти безграничные возможности игры с эстетикой 30 — 40-х остались в кадре несколькими неуверенно нарисованными плакатиками. Все остальное — довольно скудно прорисованные персонажи и грубоватые задники (с непременным 3D-эффектом. Как будто он что-то может спасти).
То же самое и с начинкой. Чертовщину в отечественном антураже куда лучше устроил в своих «Дозорах» тот же Бекмамбетов. Над советской стилистикой намного серьезней поработали авторы фильма «Первые на Луне». Никакой попытки по-настоящему проникнуть в советскую историю и устроить там захватывающую «игру на чужом поле», конечно, никто не сделал. Мертвые пионеры-герои говорят с тем характерным прононсом, какой свойственен большинству представителей клубной молодежи. Никакого подмигивания, юмора, постмодернизма, черт побери, зритель здесь не найдет. Все сделано с тем же торжественно-сосредоточенным выражением, которое бывает на лице двоечника, распекаемого учителем за очередную халтуру. Здесь даже нет простейшего апломба и нахрапа, какие присущи совсем уж ерундовым агиткам вроде «Александра: Невской битвы» или проходным фильмам в духе «Мы из будущего». В равнодушии, с каким сделан «Первый отряд», читается только одно: выдумали неплохую идею и раскрутили ее, превратив в бирюльку для взимания кассовых сборов. Советский Союз нарисовать в стиле аниме. Плюс механически выполняемые поклоны в адрес добрых кагэбэшников и православной духовности. Что-то во всем этом есть жутко мертвенное. В самом деле, не происки ли тут злого магистра фон Вольфа?