Газета выходит с октября 1917 года Monday 8 июля 2024

Средний проспект ждет потепления

Ученые — за Музей городского транспорта и против уничтожения первого в городе трамвайного парка

Минувшей субботой марафон «ЗА МУЗЕЙ — ЗА ТРАМВАЙ» в поддержку концепции «Музея городского транспорта» обернулся некрасивой историей. Блокадники, созванные в путешествие с Васильевского острова на Невский проспект на троллейбусе образца 1936 года, зря мерзли в назначенный час на пронизывающем ветру и морозе — музейный экспонат не прибыл. Причем организаторы дали самые туманные объяснения срыва акции — от технической накладки до заговора чиновников.

 


Музей «Горэлектротранса» на Васильевском острове — в историческом, самом первом в городе трампарке на Среднем проспекте — зона повышенной конфликтности. Территория дискуссий. И проектов.
Несколько лет тому назад город планировал открыть здесь, в столетних депо красного кирпича, телефабрику. После кризиса проект, по-прежнему с телевизионной составляющей в названии — «Телеград», расширили до «многофункционального общественно-делового комплекса», то есть офисов и гостиниц с концертным залом. Под телецентр заложили всего 7000 квадратных метров из 256 000, отведенных под застройку. От трех депо решили оставить лишь фрагменты — вписав их в стеклянную архитектуру. От музея — задумали сохранить два десятка вагонов, причем не обязательно по этому же адресу: не исключено, что и в спальных районах.
Год назад эту концепцию застройки с общим объемом инвестиций в 1,5 млрд. долларов одобрил Градостроительный совет Петербурга. Молодые архитекторы города тем временем предложили иную концепцию развития территории исторического трампарка — полностью его сохраняющую. На прошлой неделе она была представлена в Доме ученых, в ходе уже упомянутого марафона.
— Мы предлагаем объединить на этой территории коллекции всех видов городского транспорта: трамвая, троллейбуса, автобуса, метро, — рассказал архитектор Виктор Туралин. — Наша концепция — интерактивный комплекс, в котором большая роль отводится социальным программам. Например, здесь можно было бы устроить курсы адаптации к условиям городского транспорта для тех людей, которые только что стали инвалидами. Предусмотрены и динамичные пространства — их можно использовать для выставок, концертов.
Концепция предусматривает круглосуточную работу этого комплекса, он мог бы стать культурным магнитом не только для Васильевского острова.
— Этот уникальный комплекс необходимо сохранить, объединив все усилия, — убеждена профессор архитектуры Маргарита Штиглиц, сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). — В каждом цивилизованном городе Европы есть подобные музеи техники, индустриализации, транспорта. А в нашем, являвшемся центром промышленности России, сохранять индустриальное наследие очень трудно. Огромные потери были понесены при перепрофилировании фабрик и заводов. Выбрасывалось оборудование, уничтожаются образцы промышленной архитектуры. Это вандализм! Вспомните потерю Опытного бассейна в Новой Голландии. Но есть и другие примеры. Когда нам сообща удалось сохранить тоже ведомственный объект: водонапорную башню на Шпалерной — чему было огромное сопротивление. Теперь оно забыто, а башня — бренд «Водоканала» и предмет его гордости.
— В городе остро не хватает технических музеев, — говорит и профессор Виталий Целемецкий, представляющий Институт проблем транспорта Российской академии наук. — Все уходит в металлолом, в утиль. Очень жаль. Через сто лет, чтобы показать людям трамвай, его придется изобретать заново…
Виталий Антонович считает, что в музее — сохранись он таковым — следовало бы установить действующую, физическую модель городского наземного и подземного транспорта — она позволила бы решать и прикладные задачи для города.
— Служба «050» провела опрос горожан, — сообщил зампред комитета по культуре города Александр Платунов об опросе тех, кто звонит в эту службу, чтобы получить информацию о товарах и услугах. — Знают ли они о таком музее? Хотели бы там побывать или были? Только 4 процента ответили положительно. А 96 процентов не хотят туда и заходить! Вы планируете проводить там скучные экскурсии, чтобы дети в полуобмороке с них выползали?
Александр Владимирович, в недавнем прошлом руководитель Мюзик-холла, сообщил ученым, что городу гораздо важнее новый концертный зал европейского уровня.
— Не в БКЗ же звезд везти! — аргументировал чиновник.
— А вот Шарон Стоун в Ледовый сходила, и вроде ничего: ей было по рангу, — подсказала академическая общественность, выступающая против варварского уничтожения промышленной архитектуры города.
— Концертный зал в этой части Васильевского острова?! На Среднем проспекте?! — воскликнул замдиректора Института проблем транспорта Юрий Искандеров. — Это немыслимо. Здесь будет просто транспортный коллапс. Об этом подумали?
Так выяснилось, что транспортники- «академики» и не участвовали в подготовке амбициозного проекта по уплотнению исторического центра еще одним «многофункциональным общественно-деловым комплексом», ради которого хотят убрать из ландшафта города этот романтический и очень петербургский уголок Васильевского острова. Может быть, еще не все для него потеряно?
— Может быть, посчастливится воспользоваться тем потеплением, которое наступило, — выразила осторожную надежду Маргарита Штиглиц, упомянув долгожданное для города решение по «Охта Центру».

Алла РЕПИНА
Фото автора

 

 

Тем временем

«Горэлектротранс» освободит под застройку территорию Тяговой подстанции на Фонтанке, 3-а, обеспечивавшей движение трамвая в годы блокады, — об этом подвиге ленинградцев напоминает мемориальная доска на здании. В четверг минувшей недели с этим согласился Совет по сохранению культурного наследия города — при активном возражении режиссера Александра Сокурова. 5-этажная гостиница на этом месте будет возведена по проекту архитектора Юрия Земцова, автора «Стокманна» на Невском проспекте.




 

 

↑ Наверх