Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

Станислав Говорухин: В кинотеатрах прописался новый, попкорновый зритель

На 18-м кинофестивале «Окно в Европу» главный приз получил режиссер-дебютант Роман Каримов, который «киноакадемий не кончал», написал сценарий на спор и обошелся без больших денег.

На 18-м кинофестивале «Окно в Европу» главный приз получил режиссер-дебютант Роман Каримов, который «киноакадемий не кончал», написал сценарий на спор и обошелся без больших денег.

У только что закончившегося фестиваля оказался лихо закрученный сюжет. Ошиблись те знатоки, что заранее отдавали победу в конкурсе игрового кино Алексею Балабанову или Станиславу Говорухину. Показанный в последний фестивальный день в полупустом зале в 11 утра фильм «Неадекватные люди» вызвал «приступ восторга» у жюри. В итоге на награждении в Выборгском замке мэтры без наград не остались:  новый фильм Станислава Говорухина «В стиле jazz», победив в конкурсе «Выборгский счет», получил «Золотую ладью» — приз зрительских симпатий, Алексей Балабанов за картину «Кочегар» был удостоен спецприза жюри «За высокое профессиональное мастерство». Однако Гран-при нежданно-негаданно попал в руки 26-летнего режиссера-дебютанта Романа Каримова, снявшего «Неадекватных людей» — лирико-романтическую историю 30-летнего мужчины и 17-летней девушки.


74-летний мэтр Станислав Говорухин приехал в Выборг вместе с 17-летней актрисой Аглаей Шиловской.  


«Неадекват» за 100 тысяч долларов


Корреспонденту «ВП» Роман Каримов, по профессии переводчик, рассказал, что никакой он не профессиональный режиссер: «Киноакадемий не кончал и во ВГИК поступать не буду, потому что там преподают люди, чьи фильмы мне не нравятся». Роман — из Уфы, снимал рекламу, клипы, короткометражки, полтора года назад подался в Москву, где бомбил своими сценариями все студии, но получал от ворот поворот. Однажды в вагоне поезда случайно познакомился с бизнесменами средней руки, которые выдали парню 100 тысяч долларов на «Неадекватных людей». На съемки обычного фильма уходит как минимум в 10 — 20 раз больше. Но Роман (на спор с друзьями) написал такой сценарий, что не требовал особых затрат, сумел уговорить сняться известного актера Евгения Цыганова, за которым потянулись и другие. В итоге получилось настолько хорошее кино (с интересным сюжетом, живыми диалогами, современной съемкой и монтажом), что жюри под председательством маститого Андрея Хржановского дрогнуло и переписало табель о рангах фестиваля.


Роман Каримов получил главный приз Выборгского фестиваля за фильм «Неадекватные люди» (ниже — кадр из фильма).


Кристина (Юлия Такшина) совсем молода, но уже разочарована в жизни.


Криминальная баллада руками мастера

Алексей Балабанов, чьи картины не раз побеждали в Выборге, в этом году не планировал участия в фестивале, так как его «Кочегар» должен был отправиться на Венецианский кинофорум. Но когда венецианские отборщики предпочли картину екатеринбуржца Алексея Федорченко «Овсянки», было решено провести мировую премьеру «Кочегара» в Выборге. Картина вызвала большой ажиотаж у критиков, деятелей кино, зрителей. Как водится, после балабановских премьер мнения разделились. Кто-то посчитал историю якута (сценарий написал сам Балабанов), контуженного майора в отставке, ныне молчаливого труженика топки, где навещающие его люди в кожаных куртках скрывают следы преступлений, слишком чернушной. Другие, напротив, восторгались «суровой правдой жизни».
Впрочем, даже недоброжелатели признавали, что «Кочегар» (критики назвали фильм криминальной балладой) снят рукой мастера. И кстати, тоже недорого.

Алексей в разговоре с обозревателем «ВП» улыбнулся: «Это дешевая картина — у нее очень маленький бюджет. Мы не стали делать евроремонт в реальной кочегарке в Кронштадте, где снимали картину. Играют в основном непрофессиональные актеры, мои друзья-афганцы, другие люди. Им тоже не надо платить гонораров… И в то же время этот фильм дался мне очень нелегко, отнял много душевных сил. Но теперь, когда картина окончена, я могу взяться за новый сценарий под названием «Кожа», и это будет, в отличие от «Кочегара», «попсовое» кино, то есть для широкого зрителя…»

Нужно что-нибудь поглупей


74-летний режиссер Станислав Говорухин (кстати, именно он когда-то придумал слоган фестиваля «Окно в Европу»: «Российское кино — прогноз на завтра») пользуется в Выборге невероятной любовью зрителей. Во время показа «В стиле jazz» зрители стояли в проходах, сидели на полу, только чтобы увидеть новую работу любимого мастера. Казалось бы, столь пылкая народная любовь гарантирует картине Говорухина успешный прокат, однако мэтр, многолетний депутат Госдумы, разводит руками: «То, что происходит сегодня в российских кинотеатрах, иначе, как катастрофой и трагедией, не назовешь. Да, на фестивалях в зал приходит моя публика, но в остальное время в кинозалах прописался новый, молодежный, попкорновый зритель. Я не имею в виду то, что он буквально жует попкорн и хлещет кока-колу на сеансах, все гораздо серьезней: он не желает потреблять кино хоть с каким-то намеком на смысл, чувства, мысль. Новый зритель вырос на зрелище, крови, насилии, экшне. И сегодня попкорновая публика вытеснила из кинозалов моего любимого «советского» зрителя. Прокатчики же относятся к своему делу лишь как к бизнесу: им выгодней взять голливудские блокбастеры или отечественные ржачные комедии, чем возиться с говорухинской джазовой лирикой… Сегодня и на ТВ воцарились те же законы: мне и там говорят, что мои картины неформат, что сегодня нужно что-нибудь поглупей, прямолинейней».

К сожалению, не только картина Говорухина, но и большинство выборгских фильмов не имеют реальных шансов попасть в широкий прокат. Увы, прогноз на завтра для российского кино остается неутешительным: скорее всего оно опять разминется с широким зрителем.

Болеслав СОКОЛОВ (Выборг — Петербург)

Фото Михаила Садчикова-мл.

↑ Наверх