Старинная икона может погибнуть из-за прихоти богачей?
Сотрудники Русского музея обратились с открытым письмом к президенту: они не намерены передавать икону «Торопецкая Богоматерь Одигитрия» в новый храм элитного коттеджного поселка «Княжье озеро».
Сотрудники Русского музея обратились с открытым письмом к президенту: они не намерены передавать икону «Торопецкая Богоматерь Одигитрия» (на фото) в новый храм элитного коттеджного поселка «Княжье озеро», построенного на средства предпринимателя Сергея Шмакова.
Напомним, накануне патриарх Кирилл направил в Министерство культуры просьбу «рассмотреть возможность временного пребывания» иконы в храме Святого благоверного князя Александра Невского, расположенного «в сельском поселении» Московской области. В своем обращении патриарх не уточнил, что на территории сельского поселения есть элитный коттеджный поселок «Княжье озеро», именно в нем и находится недавно построенный храм Александра Невского.
Директору Русского музея о просьбе патриарха сообщил глава департамента культурного наследия и изобразительного искусства Министерства культуры Рамазан Калоев, призвав директора как можно скорее подготовиться к передаче иконы. Однако сотрудники музея решительно выступают против.
Корреспонденту «Вечёрки» удалось получить комментарий компетентного источника из Русского музея.
«Ситуация очень тяжелая. Еще месяц назад нам стало известно, что есть такие поползновения — забрать у нас древнюю икону «Богоматерь Одигитрия» для нового храма, построенного в элитном подмосковном поселке. Мы были в шоке. Икона находится в очень тяжелом состоянии. Она настолько хрупкая, что оставшийся на поверхности красочный слой может осыпаться от малейших движений, чуть ли не от легкого дуновения. Пока ее даже реставрировать не представляется возможным — настолько сильны повреждения. Мы можем лишь законсервировать ее до лучших времен, когда появятся новые реставрационные технологии.
Когда лет тридцать назад сотрудники музея составляли список произведений, которые ни при каких обстоятельствах нельзя никому отдавать даже на временные выставки, эту икону в список не включили. Именно потому, что никому из специалистов в страшном сне не могло привидеться, что кому-то вообще может прийти в голову потребовать предоставить произведение искусства, находящееся в таком состоянии, на выставку. Честно говоря, не понимаю: на что там смотреть? Была бы икона в приличном состоянии... Она ведь представляет собой руину — такой и к нам когда-то в коллекцию поступила. И кстати, поступила вовсе не из того места в Подмосковье, где сейчас выстроен новый храм. Поэтому абсолютно непонятно, почему от нас требуют именно эту икону.
Что делать? Все музейные хранители, реставраторы, эксперты решительно против того, чтобы икону перевозили в Подмосковье. Но руководители Русского музея — всего лишь чиновники, и, если существует приказ Министерства культуры, они не могут ослушаться.
Однако это не значит, что Русский музей готов покорно отдать все, что потребуют. В течение месяца мы боролись, рассылая письма во все вышестоящие инстанции. Но, увы, пока у нас не получилось убедить власти в своей правоте.
В понедельник музейные реставраторы срочно вылетают в Москву, чтобы на месте оценить состояние храма. Но вряд ли это что-нибудь может изменить. Ведь на 5 декабря намечено освящение нового храма, на котором ожидается присутствие премьер-министра и патриарха Кирилла. И к тому времени икона
«Торопецкая Богоматерь Одигитрия» должна быть там.
Единственное, чего пока нам удалось добиться, — это изменения формулировки. Теперь в документах значится следующее: «Русский музей представляет икону «Торопецкая Богоматерь Одигитрия» из своих фондов для временной выставки сроком на один год».
Что нас пугает в этой ситуации больше всего? То, что этот случай может стать прецедентом. И кто сможет гарантировать, что в ближайшем будущем у нас не попросят еще одну икону, а потом — еще и еще?
Если говорить о том, что святыни должны не томиться в музейных фондах, а быть доступны верующим, мы давно предлагаем воссоздать церковь Михайловского замка и сделать ее общедоступной. В этой церкви мы могли бы разместить многие иконы из нашей коллекции древнерусского искусства. При этом иконы оставались бы в музее, под наблюдением специалистов, хранителей и реставраторов».
В заключение хотелось бы напомнить об истории, приключившейся со знаменитой рублевской «Троицей», которую по просьбе ныне покойного патриарха Алексия II хотели на три праздничных дня выставить в Троице-Сергиевой лавре. Так вот: директор Третьяковки «Троицу» не отдал!
Алексей ШМЕЛЕВ
Метки: Русский музей Религии Искусство
Важно: Правила перепоста материалов