«Стокманну» разрешили испортить панораму Невского проспекта
Горожанам это здание хорошо известно — оно стоит на углу Невского проспекта и улицы Восстания, за внушительным синим забором. На воротах забора надпись: «Китай-строй». Строители — китайцы, заказчики — финны, авторы — российские архитекторы. Чья подпись стоит под документом, разрешающим 35-метровую высоту? Существует ли он вообще?
На территории «Стокманна» разместятся более 70 магазинов, рестораны, фитнес-центр, СПА-салон, а также гастроном. Парковка на 550 мест будет находиться под землей. Объем инвестиций в проект составляет 185 миллионов евро.
— Не понимаю, — недоумевает Юрий Земцов, — в советские времена трехэтажные дома спокойно надстраивали. Сколько угодно. До пяти, шести этажей, и никого это не возмущало.
Архитектор Юрий Земцов, дважды лауреат Государственной премии России, руководитель архитектурного бюро «Земцов, Кондиайнен и партнеры», автор проектов универмагов в Омске и во Львове, рынка в Невском районе Петербурга, — заслуженный автор, специализирующийся в числе прочего на торговых комплексах. Кажется, никогда ему не приходилось так отбиваться от критики, как в последние месяцы — когда разразился скандал вокруг строительства торгового комплекса «Стокманн».
Горожанам это здание хорошо известно — оно стоит на углу Невского проспекта и улицы Восстания, за внушительным синим забором, который отхватил половину проезжей части улицы Восстания, оккупировал тротуар на Невском и досаждает всем уже пять лет. На воротах забора надпись: «Китай-строй». Строители — китайцы, заказчики — финны, авторы — российские архитекторы.
В минувшую пятницу финская компания «Стокманн» объявила о завершении основного этапа строительства — подведении здания под крышу. У финнов подведение под крышу всегда сопровождается праздником и отмечается с размахом. В «Стокманне» по этому поводу были накрыты длинные ряды столов, готовились принять почетных гостей. Однако в преддверии праздника руководству «Стокманна» вместо радужной презентации пришлось пройти через процедуру оправданий перед журналистами.
Из-за этого Юрий Исаевич Земцов и переживал — в прежние, советские годы архитекторы ни перед кем не оправдывались, брали ту высоту зданий, какую диктовал заказчик, и никого это не возмущало. Теперь превышение высотности и вообще вторжение в историческую среду невозможно без обсуждений общественности. И вот, когда торговый комплекс уже подвели под крышу, общественность вдруг заметила, что по высоте он нарушает пропорции окружающей застройки, портит панораму Невского проспекта и вообще непонятно какой эпохе принадлежит. Поскольку поставлен на месте снесенных домов номер 114 и 116 по Невскому проспекту отнюдь не в виде точной копии, как было обещано застройщиком.
Застройщик в лице Юсси Куутса, директора по развитию международных операций группы «Стокманн», оправдывался перед журналистами:
— Документация по торговому центру и его высота были утверждены в 1999 году. Еще прежнему инвестору разрешили построить здание высотой 35 метров, а «Стокманн» вступил в сделку только в 2005 году. Окончательное разрешение на строительство было получено в марте 2008 года. Странно было бы представлять, что мы работали без разрешения.
Чья подпись стоит под документом, разрешающим 35-метровую высоту? Существует ли он вообще? Отвечая на этот вопрос, Юсси Куутса демонстрирует, что вполне освоился в нашей бюрократической стилистике:
— Документ существует, но с нами не присутствует. Чтобы с ним ознакомиться, вы можете обратиться к официальным властям с запросом.
Почему проект ни разу не выставлялся на Градостроительный совет, на суд общественности?
— По правде, не помню, — говорит Юрий Земцов. — Представляли мы его или нет? Наверное, нет. Наверное, город не попросил.
На пресс-конференции Юсси Куутса неоднократно акцентирует внимание на том, что у «Стокманна» есть все необходимые разрешения, подписанные прежними городскими руководителями. Изменение облика зданий на Невском проспекте финнов в этом случае не должно волновать. Они и сами это признают.
— Ради объективности, — говорит Юсси Куутса, — да, есть отличие от оригинала с точки зрения высоты, крыши витринных окон, выходящих на Невский...
Но при чем здесь «Стокманн»? Не он проект рисовал. Тот, кто рисовал, тоже недоумевает: что за придирки? чем недовольны?
— Город получает роскошный комплекс в самом дорогом месте, на Невском проспекте, — говорит Юрий Земцов. — И кстати, повышение высоты начинается на глубине 12 метров от Невского, а максимальная высота вообще на расстоянии 40 метров!
Торжественное открытие торгового комплекса намечено на конец этого года. Забор падет — публика увидит образ, совпадающий с окружающими историческими зданиями, говорят финские инвесторы. К примеру, в точности будет воссоздан декор — лепнина.
...Журналистам выдают монтажные каски и ведут под промерзшие своды комплекса, под крышу. Там в особых тепляках в гипсовой пыли корпят китайцы — они изготавливают «новодел», копии лепнины.
— Задача вернуть оригиналы на фасады не ставилась, — поясняет Владимир Потапенко, мастер «Китай-строя». — Мы изготавливаем копии по слепкам с оригиналов. Из высококачественного самарского гипса с добавлением извести, для прочности и долговечности. Условия работы китайцев нормальные. Тепло, свет, вентиляция имеются.
Повсюду на стройке объявления, выполненные иероглифами. Здесь, а затем в огромной столовой, где работников кормят рисом, осознаешь, что попал в особый мир. Этот мир заполоняет огромное пространство, не считаясь с нуждами аборигенов, — вдоль забора «Китай-строя» тонким ручейком в один ряд передвигаются автомобили по улице Восстания. Ну а прохожим вообще негде пройти! Целая половина улицы отхвачена строительным забором. За ним, кому любопытно, просто пустующий тротуар.
Оккупирован также тротуар Невского проспекта. Парадная магистраль, визитная карточка города уже несколько лет не имеет достойного входа от площади Восстания — прохожие теснятся на дощатых мостках.
«Вечернему Петербургу» наконец предоставляется шанс заглянуть — что же за этим синим строительным забором, ради которого город стоически терпит такое неудобство? Картина способна ввергнуть в шок — оказывается, там, на тротуаре Невского проспекта, находится просто отхожее место для строительных рабочих «Китай-строя». За забором — цементные лужи, свалка строительного мусора и туалетные кабинки — так называемые пластиковые передвижные туалетные модули.
Алла ДМИТРИЕВА, фото автора и Натальи ЧАЙКИ
Метки: Строительство Центральный район
Важно: Правила перепоста материалов