Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 8 января 2025

Столько студентов, как сейчас, нам не нужно

На днях состоялось очередное заседание Балтийского губернаторского клуба, посвященное решению кадрового вопроса. В пресс-центре Балтийской медиа-группы собрались политики, ректоры, представители кадровых агентств, чтобы обсудить вопрос: может ли Петербург готовить квалифицированные кадры для всей России.

На днях состоялось очередное заседание Балтийского губернаторского клуба, посвященное решению кадрового вопроса. В пресс-центре Балтийской медиа-группы собрались политики, ректоры, представители кадровых агентств, чтобы обсудить вопрос: может ли Петербург готовить квалифицированные кадры для всей России. О своих взглядах на эти вопросы (с помощью телемоста) могли заявить губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин и министр образования и науки Андрей Фурсенко.


Валентина Матвиенко: «Надо возрождать престиж тех профессий, которые полезны обществу, стране».


Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко:

— Могу сказать, что у нас сейчас перепроизводство экономистов, менеджеров, юристов: к 2014 — 2015 годам их будет примерно раза в три больше. Каждый третий сможет найти себе работу по специальности, и найдут ее те, кто будет хорошо учиться. Я не знаю ни одного случая, когда человек действительно получил бы хорошие знания и не нашел бы себе работу. Проблема в том, что у нас много людей, которые являются  не столько специалистами, сколько людьми с дипломами, свидетельствующими о том, что они закончили данную специальность.

Сегодня есть спрос на специалистов высоких технологий, экологии, медицины. Очень важно создавать систему образования, которая готовит специалиста, способного переориентироваться. Все стандарты образования должны быть более гибкими и должны адаптироваться ежегодно.

Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин:

— Вопрос не только в том, какие специальности будут востребованы завтра, а вопрос в том, какой стандарт образования нам нужен. Экономисты, конечно, нужны, но, наверное, не в таких количествах. У нас поступающий в вузы думает, что он должен стать юристом или экономистом, но даже не представляет себе, в каком направлении нужно учиться, чтобы быть востребованным на рынке. Поэтому не менее важный вопрос — система обучения. Когда я учился в московском Физтехе, то уже на третьем курсе знал, куда пойду работать. К сожалению, не во всех вузах распространен такой опыт, хотя мы у себя в Тверской области стараемся его распространять даже в ПТУ.

Руководитель социологического центра «Мегаполис» Татьяна Протасенко:


— Мне кажется, что у нас бытует старый взгляд на профессию, наше население отстает от потребностей общества и мыслит прошлыми категориями. Но сейчас мир сильно изменился, изменились профессии. Мы проводили опросы, которые касались выбора пути, потребностей ребят, поступающих в вузы. Вы знаете, что одна из самых нужных профессий — логистика, но у нас к ней не очень готовят. Специалисты, которые могут прогнозировать движение товаров, услуг, в том числе и транспорта, городу очень нужны. Но такие новые профессии, к сожалению, у нас не очень востребованы. Вообще хочу сказать, что высшее образование — это та база, которая позволяет людям, потерявшим работу, быстро переориентироваться, встроиться в общество и быстрее реагировать на вызовы современности.
 
Председатель городского комитета по труду и занятости населения Павел Панкратов:

— Проблема рынка труда Санкт-Петербурга в том, что нам не хватает высококвалифицированных кадров прежде всего по рабочим специальностям, во всех областях. Сейчас в базе вакансий службы занятости — примерно 50 тысяч свободных рабочих мест, 28 тысяч — это вакансии по рабочим специальностям, а зарплаты самые привлекательные: у нас есть зарплаты, например машиниста автокрана, до 90 тысяч рублей, очень высокие зарплаты у электрогазосварщиков, у электромехаников, рабочих строительных профессий. В то же время есть вакансии и служащих, прежде всего по инженерным специальностям — они тоже высокооплачиваемые и с привлекательными условиями… Что касается вакансий учителей, то там есть различные доплаты и надбавки — и за стаж, и за опыт работы…

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко:

— Я считаю, что все бюджетные места государство должно само планировать, сколько и каких специалистов набирать на те или иные профессии… Мы ежегодно корректируем программу набора в средние специальные учебные заведения, ПТУ и колледжи… Кроме того, мы делаем заказ в Педагогический университет и медицинские вузы, чтобы обеспечить кадрами бюджетную сферу. Конечно, у каждого региона своя специфика, свои отрасли экономики, свой рынок труда — но есть общие вещи, характерные для всей страны. Возьмем сферу информационных технологий. В России в этой сфере работает в два раза меньше людей, чем в развитых европейских странах. Очевидно, что потребность в таких кадрах в ближайшие десять лет будет очень высокой… Сейчас в Петербурге наметился европейский тренд — уменьшается количество работающих людей в промышленности. И не потому, что промышленные предприятия закрываются, а потому, что идет их модернизация, устанавливается новое оборудование, повышается производительность труда. И увеличивается количество рабочих в сфере услуг — это общемировая практика. Мы тоже должны быть к этому готовы и понимать, что у нас большой перекос, — очень немного работают в сфере услуг, больше — в промышленности.

Президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Валерий Радченко:


— Когда мы говорим о модернизации и инновациях, то говорить о том, что мы не должны готовить людей с высшим образованием, — неправильно. Мы в первую очередь должны готовить таких специалистов, которые будут работать на любой технике, — специалистов широкого профиля. Нельзя готовить только узких специалистов… Хорошо, если студент, приходя на завод, сразу может войти в рабочий процесс. Сегодня у нас возникло 1108 институтов, но мы их не знаем — каких специалистов они готовят?

Министр Андрей Фурсенко:

— Я всегда говорил и сейчас могу повторить — нам не нужно столько вузов. Я скажу еще, может быть, крамольную для кого-то вещь, но нам не нужно и такое количество студентов. Нам нужна умная экономика. Мы должны понимать, что студент студенту рознь и образование образованию рознь. У нас с середины 90-х в два с половиной раза увеличилось количество студентов за счет экономических, гуманитарных, юридических специальностей, а количество технарей не увеличилось, подготовка специалистов естественных наук — тоже. Что происходит? В советское время из выпускников школ шли поступать в вузы максимум 20%,а сегодня идут не менее 70%. Я думаю, со мной коллеги согласятся, что количество тех, кто может и хочет учиться, — примерно одно и то же.

У нас сегодня большая часть официантов в хороших ресторанах — люди с педагогическим, экономическим, кое-где юридическим образованием. Причем вы не найдете среди них юриста, который бы окончил СПбГУ или МГУ. Это люди, которые окончили вуз, название которого никогда не слышали. Я думаю, что одно из важных направлений — помимо диплома необходимо вводить понятие квалификационного экзамена, когда диплом — это возможность работать по профессии, но не обязательность. В ближайшие три года вузы будут сокращаться — к 2013 году по оптимистическому сценарию количество студентов уменьшится с 7 до 5 млн., а по пессимистическому сценарию — до 4,5 млн.

В этом году несколько десятков вузов не смогли набрать студентов на бюджетные места — это тревожный сигнал.

Председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга Владимир Васильев:

— Это не так. В 2009 году некоторые вузы Петербурга вышли на так называемую 3-ю волну ЕГЭ, но тем не менее к 1 сентября все вузы были укомплектованы. Средний балл ЕГЭ — от 115 до 270.

Губернатор Валентина Матвиенко:

— С 90-х годов мы сформировали у молодежи много ложных ценностей, и это сказалось на выборе профессии… Надо возрождать престиж тех профессий, которые полезны обществу, стране… Я выбирала профессию осознанно — любила химию, была победительницей всех олимпиад по химии. У меня было романтическое желание сделать такое лекарство, чтобы никто не умирал, никто не болел… Я благодарна своей альма-матер, что получила фундаментальное гуманитарное образование. Мне бы хотелось, чтобы моя внучка была врачом, но это будет ее выбор. Главное, чтобы человек был успешен в избранной специальности.

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх