Такой орган слышал сам Бах
В январе церковь Святой Марии на Большой Конюшенной приглашает всех желающих на концерты. Регина Каменщикова, Марина Вяйзя, Елена Еремеева, Григорий Варшавский исполнят произведения Баха, Генделя, Перголези и других композиторов на новом, уникальном органе.
Церковь Святой Марии на Большой Конюшенной была отреставрирована и вновь открыта в 2002 году, а в 2004-м обществом внешнецерковной помощи Финляндии было принято решение по сбору средств на строительство нового полноценного органа для церкви Святой Марии. Возглавил эту комиссию епископ Йорма Лаулая.
Орган строился по модели органов выдающегося современника Баха — немецкого мастера Готтфрида Зильбермана, инструменты которого отличались необычайной красотой звука. Ориентируясь на органы эпохи позднего барокко (которая в органной музыке пришлась на конец XVIII века), органостроитель Мартти Портан создал инструмент особого типа и звучания, которым обладали инструменты времени Иоганна Себастьяна Баха. Инструмент имеет 27 регистров, два мануала и педаль. Баховские сочинения теперь можно услышать примерно так, как их слышали при жизни автора. В Петербурге и в России на данный момент инструментов аналогичного стиля вообще нет. Этот орган построили в мастерской Портана в Финляндии и перевезли в Петербург. В начале декабря 2010 года новый орган зазвучал в финской церкви Святой Марии на Большой Конюшенной.
15 января Регина Каменщикова исполнит сочинения Баха, Регера, Рейнберга. 16 января концерт будет посвящен 400-летнему юбилею Церкви Ингрии. Марина Вяйзя (орган), Елена Еремеева (меццо-сопрано) представят произведения Баха, Генделя, Перголези. Начало концерта в 14.00.
20 и 21 января состоятся концерты в рамках VI Международного фестиваля евангельской культуры. Начало концертов в 19.00.
22 января выступит Григорий Варшавский (орган), прозвучат сочинения Баха.
Главный органист финского прихода и преподаватель органа в Санкт-Петербургской консерватории Марина ВЯЙЗЯ поделилась своими впечатлениями об уникальном инструменте: «В Петербурге наконец-то появилось место, где можно услышать музыку Баха в аутентичном исполнении. Регистры нашего нового органа по своим звуковым особенностям максимально приближены к оригиналу. Это потому, что органостроитель Мартти Портан много лет учился в Германии у знаменитого Харольда Грееса, знатока органов Зильбермана. О Харольде Греесе ходят анекдоты, что он прожил всю свою жизнь в корпусе органа Зильбермана.
У нашего нового органа неповторимое звучание, ведь в нем воспроизведены регистры барочной эпохи. Инструмент интересен еще и тем, что он очень красиво звучит и в ансамбле, особенно в ансамбле с голосом. Мягкое, поющее звучание инструмента создает необходимый баланс в камерных составах. Можно упомянуть и об интересных регистрах, например vox humana — человеческий голос, trumpet — имитация трубы, изумительны флейтовые тембры!
Этот инструмент требует определенного мягкого прикосновения, поскольку его деревянная трактура напрямую связана с прикосновением. Только играя в определенной, дышащей манере, можно достичь хорошего звучания. Инструмент идеально подходит и для обучения барочной импровизации.
Когда я первый раз села за этот орган, у меня возникло непередаваемое чувство восхищения. Я часто играла на органах Зильбермана, которые в Германии охраняются как исторические памятники. И мне было сложно поверить в то, что теперь такой инструмент появился и у нас, в Петербурге!»
Антонина РОСТОВСКАЯ