«Таланта мощного Керчи не разобрать на кирпичи»
Корреспондент «ВП» побывала на выставке «Тайный дневник Анны Карениной», где смогла созерцать «божественную» балерину и на снимках, и во плоти. До 16 июля в «К Gallery» можно увидеть фотографии, в которых кадр за кадром рассказывается жизнь Анны Карениной, прожитая Ульяной Лопаткиной.
До 16 июля в «К Gallery» можно увидеть фотографии, в которых кадр за кадром рассказывается жизнь Анны Карениной, прожитая Ульяной Лопаткиной.
Корреспондент «ВП» Зинаида АРСЕНЬЕВА побывала на выставке «Тайный дневник Анны Карениной», где смогла созерцать «божественную» балерину и на снимках, и во плоти.
Только не подумайте, что молодая балерина последовала за своим старшим коллегой (и, между прочим, поклонником) Михаилом Барышниковым, написавшим о ней строки, вынесенные в заголовок, и взялась за фотоаппарат. Дело было так. В апреле этого года в Мариинском театре Ульяна репетировала труднейшую партию Анны Карениной в балете, который поставил Алексей Ратманский. (Ульяна рассказала о работе над ролью Карениной в интервью «ВП» за 9 апреля с. г.)Снимала Марина Гуляева, известный петербургский фотограф, допущенная за кулисы Мариинки — в репетиционные залы.
Получившиеся снимки вошли в альбом, выпущенный крошечным даже для наших времен тиражом — 700 экземпляров.
«Дневник» — тоже идея Марины. Именно она буквально выцарапала у интровертной красавицы ее записки, которые вошли в книгу как своеобразные комментарии к фотографиям — написанные каллиграфическим почерком и стилизованные под альбомы уездных барышень позапрошлого столетия.
Но не ждите откровений. Это вам не «исповедь русской балерины», вышедшая из-под пера Анастасии Волочковой. Ульяна Лопаткина — холодновато-сдержанна и скромна. В ответ на заданный ей вопрос о том, есть ли у нее самой опыт несчастной любви, лишь усмехнулась: «Неужели вы думаете, что отвечу вам?» Вот и дневник этот якобы тайный на самом деле и не дневник вовсе, а, как она сама сказала, «заметки на полях, спонтанные идеи, минутные настроения, цитаты из романа».
Но фотографии — это и есть откровения, это и правда дневник, личный, почти интимный. Потому что зритель видит то, что обычно скрыто от его глаз: напряжение и усталость мышц, взвинченность нервов, бесконечные поиски единственно нужного движения, единственно точной эмоции…
Прямая речь
Ульяна Лопаткина:
— Сами понимаете, что такое роман Толстого и как непросто передать всю его сложность, философскую, психологическую, языком балета. Алексей Ратманский работал не так, как это принято обычно: выразительность жестов, ног, рук, точность движений доводятся до совершенства и только после этого на готовый внешний рисунок накладываются эмоции, чувства. Алексей же сразу требовал и точных движений, и наполненности смыслом.
Честно скажу, что балетные танцовщики с трудом смотрят на себя со стороны. Я Марину, наверное, замучила, отбирая лучшее, на мой взгляд, отсеивая неудачные ракурсы. Но это и интересно, и полезно — увидеть себя и весь процесс со стороны, глазами другого художника.
Все, что представлено в альбоме и на выставке, мне по душе, потому что верно воссоздает картину этого довольно болезненного процесса, когда окончательные движения, нужные эмоции еще не найдены. Особенно ценю то, что фотографу удалось показать моменты взаимоотношений между партнерами, создающими образы. Дающие понять, что балет — это не просто набор жестов, поз и движений, а… Это такая жизнь, прожитая мной и моей героиней, но увиденная глазами другого человека. Эта выставка — заслуга Марины, ее труда, настойчивости и терпения…