Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Там, где ступала нога Жемчуговой…

В Фонтанном доме Шереметевых возрождаются домовая церковь и образная комната

В Фонтанном доме Шереметевых возрождаются домовая церковь и образная комната


Фонтанный дом — дворец графов Шереметевых, одного из самых знатных и богатых родов Российской империи. Помним мы Шереметевых, во-первых, благодаря строчкам Пушкина в «Полтаве», а во-вторых — со школьных лет знаем историю крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, которая стала женой графа Николая Петровича Шереметева. В ХХ веке Фонтанный дом прославила Анна Ахматова, хотя жила она всего-то во флигеле, к тому же в коммуналке. А сейчас Шереметевский дворец — филиал Музея театрального и музыкального искусства. Недаром Шереметевы всегда покровительствовали искусствам…
Одним из последних деяний упраздненного ныне ведомства Росохранкультуры (см. «ВП» за 10 февраля) стала передача изъятых ФСБ культурных ценностей в фонды Музея театрального и музыкального искусства.
Среди 65 предметов — нотные издания сочинений Чайковского, Сен-Санса, Шумана, фотографии и афиши начала ХХ века. Особенный интерес для музея представляют одиннадцать редких икон ХVIII — ХIХ веков, среди них — иконы Богоматери «Всех скорбящих радость» и «Знамение».
«Сейчас идет восстановление образной комнаты, — пояснила главный хранитель Музея театрального и музыкального искусства Татьяна Власова. — Мы пытаемся найти иконы, аналогичные тем, перед которыми молились Шереметевы и Прасковья Жемчугова, и вот получили некоторые из них».
Передача ценностей проходила в небольшом зале, в котором без труда угадывается церковь: наверху — небольшой купол, живописные изображения евангелистов в парусах… По краю купола идет фриз с пустыми рамками с надписями «Царь Соломон», «Медный змий», «Пророк Даниил во рву со львами». Спрашиваю старшего научного сотрудника музея Елену Логвинову, почему рамки пустые. «В 1941 году во время войны в купол попала бомба, — отвечает Елена Эдуардовна, — росписи утрачены. Известен только перечень сюжетов, все сюжеты ветхозаветные. Восстановить невозможно: единственный достоверный документ, по которому и производилась реставрация, — черно-белый негатив из фондов Эрмитажа, с которого выполнена фотография интерьера. Но верхний ярус росписи в объектив не попал».
Реставрация домовой церкви Святой великомученицы Варвары продолжалась более десяти лет и закончилась в 2009 году. В свое время этот храм был одной из достопримечательностей Петербурга.
После 1917 года церковь была закрыта. Сергей Дмитриевич Шереметев, последний владелец дворца, фактически дарит дворец государству, здесь открывается музей дворянского быта, но в 1929 году коллекция расформировывается, и с 1930-х помещение занимают различные конторы.
Сейчас по той самой сохранившейся эрмитажной фотографии завершается работа над иконостасом. Когда его установят, церковь будет освящена, здесь будут служить несколько раз в год: по большим церковным праздникам и праздникам, связанным с родом Шереметевых.

Татьяна КИРИЛЛИНА
Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх