Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 28 января 2025

Татьяна Доронина: Я чувствую себя посланцем прежней культуры

На открытии фестиваля в Доме кино знаменитой актрисе вручили награду «За талант и народное признание». Татьяна Доронина, в последний раз появившаяся на экране в 1985 году в фильме «Валентин и Валентина», представила петербуржцам документальный фильм Георгия Натансона «Да здравствует королева, виват!».

На открытии фестиваля в Доме кино знаменитой актрисе вручили награду «За талант и народное признание». Татьяна Доронина, в последний раз появившаяся на экране в 1985 году в фильме «Валентин и Валентина», представила петербуржцам документальный фильм Георгия Натансона «Да здравствует королева, виват!». Фильм рассказывает о ее детстве, прошедшем в Ленинграде, о работе в Большом драматическом театре, о котором она до сих пор вспоминает с нежностью. Именно здесь Доронина состоялась как актриса — теперь уже можно сказать — выдающаяся, такая, каких одна на миллион! И пусть сегодня не многие помнят ее Настасью Филипповну в «Идиоте», Надежду Монахову в «Варварах», Софью в «Горе от ума», Машу в «Трех сестрах»… Эти роли вписаны в историю русского театра навечно.

После премьеры, несмотря на усталость, Татьяна Васильевна не оставила без ответа ни один из вопросов зрителей и журналистов.

Одетая по своему обыкновению просто и элегантно, почти в стиле Шанель — маленькое черное платье, нить жемчуга на шее, белый жакет, — она выглядела ослепительно.



Годы берут свое, но нужно стараться!


— Татьяна Васильевна, вы потрясающе выглядите. Поделитесь секретом вечной молодости!

— Надеюсь, это не дежурный комплимент, ведь мне так хочется верить в хорошие слова, как каждой женщине! Конечно, годы берут свое, ничего не поделаешь, но нужно стараться. Я убеждена в том, что человек держит себя в форме, пока он работает.

— Почему вы так редко бываете в Петербурге, ведь вас здесь помнят и любят?

— Я бываю в Петербурге относительно редко, потому что занята делом. Играю в спектаклях, решаю режиссерские задачи.

Но всегда приезжаю сюда с большим удовольствием и счастьем. Это город для меня всегда родной, всегда любимый. Это город, в котором жил гениальный режиссер Георгий Александрович Товстоногов… Я благодарю бога за то, что я работала с ним, играла на сцене БДТ с такими партнерами, с которыми не каждой актрисе выпадает счастье играть, — Павлом Луспекаевым, Евгением Лебедевым, Иннокентием Смоктуновским, Владиславом Стржельчиком, Ефимом Копеляном, Володей Рецептером…

Может быть, здесь больше помнят все-таки моих великих партнеров. Но и я являюсь посланцем той великой театральной культуры, которая была когда-то!

На съемки у меня нет времени

— Роли в кинофильмах принесли вам признание и любовь миллионов зрителей. Но с середины 80-х годов вы не снимаетесь в кино. Почему?

— (После долгой паузы.) Не хочу… Меня всегда интересовал, как актрису, хороший драматургический материал, который побуждал бы к размышлениям, в котором были бы интересно прописаны характеры, который мог бы воспитать зрителя. Но такого сегодня не только в кино, но даже и в театре почти не встречается.

И времени у меня мало, очень много отнимает театр. У меня были очень хорошие предложения от кинорежиссеров, но в силу занятости в театре пришлось фактически совсем отказаться от кино. Даже когда мне предложил сыграть в его фильме очень талантливый Павел Лунгин, вынуждена была отказаться, потому что было невозможно по времени совместить съемки с работой в театре.

— Но есть талантливые драматурги, сценаристы?

— Один из них — петербуржец Александр Яковлев. Он написал великолепную, на мой взгляд, пьесу «Версия «Англетер». Многие годы он выяснял все, что связано с версией убийства Сергея Александровича Есенина, которого я очень люблю, чьи стихи много лет читаю со сцены как молитвы. Версия самоубийства бытовала очень долго, считалась официальной. Александр Яковлев первым осмелился написать пьесу, в которой высказал совершенно другую версию трагических событий, основанную на кропотливом изучении документов и воспоминаний современников.

В прошлом году он принес мне пьесу под названием «Уличный охотник». С очень интересными характерами и современным, к сожалению, сюжетом — о расселении большой ленинградской коммунальной квартиры. Из множества людей, населявших ее, остался только один. И его пытаются выжить всеми возможными способами. Страшноватая история, все происходит по законам современной безнравственности.

Мне кажется важным то, что этот спектакль воспитывает у зрителей протест против несправедливости, которой сегодня так много.

Расставаться с Достоевским не собираюсь


— Татьяна Васильевна, нынче новые спектакли идут два-три сезона, а ваш — «Старая актриса на роль жены Достоевского» — отметил двадцатилетие… И сколько же еще ему отмерено?

— Интерес зрительский не только не спадает, а идет по нарастающей. Причем зрителей привлекают и исторические, документальные моменты из жизни Достоевского, так сказать, семейная хроника, и — еще больше — творчество великого писателя. Сегодня вновь появилась потребность и заинтересованность в хорошей, настоящей литературе. Поэтому расставаться ни с Достоевским, ни с пьесой Радзинского, ни с режиссурой Виктюка, ни с моим замечательным партнером актером Аристархом Ливановым ни я, ни наш театр, ни зрители не хотят…

— Насколько близка вам ваша роль в этом спектакле?

— Я сама актриса, и это мое главное предназначение в жизни. К тому же в пьесу включена помимо Достоевского и двух его любимых женщин, определивших его судьбу, еще и тема разделения Художественного театра. Когда Роман Виктюк двадцать лет назад ставил этот спектакль, тема была очень горячей. Получилось органично и точно, потому что в наше время Художественный театр болезненно пережил состояние, когда его разорвали на две части. Далее очень смешно назвали все это «разрывом Дорониной с Ефремовым», что меня поначалу возмущало необыкновенно, потому что я, по-моему, единственная актриса, которая не была близка с Ефремовым (улыбается).

 К тому же я никогда не претендовала на то, чтобы встать во главе какого-либо театра. Меня более чем устраивало мое положение актрисы, которую любят зрители. Но произошла история, которая замечательно описана Александром Моисеевичем Володиным в «Пяти вечерах». Там племянник, которого великолепно играл Кирочка Лавров, говорит, что когда избирали комсомольского вождя, то все отказывались, а он на пять минут вышел — и его выбрали. Вот и я не пришла на собрание, а там меня взяли да выбрали… Ладно бы я занималась только репертуаром и спектаклями, но мне пришлось заниматься делами 25 цехов, в работе которых я почти ничего не понимала, углубляться в дела бухгалтерии. Это так неинтересно, но надо было это постигать, чтобы иметь посещаемый театр, который продолжал бы оставаться для театралов святым местом…

Талантливых актеров испортило телевизионное «мыло»

— Нынешнее ТВ при всем обилии каналов страдает попсовостью, явным стремлением к поверхностному восприятию жизни, а то и просто оболваниванию…

— Попсовое ТВ я, естественно, не выношу. Но считаю это явлением временным. Такое ТВ очень скоро надоест всем. Особенно страшное впечатление оставляют эти бесконечные сериалы. Такое ощущение, что их сценарии писал один и тот же бездарный автор, который плохо знаком с великим и могучим русским языком. Мне искренне жалко хороших актеров, что в погоне за длинным рублем соглашаются проговаривать эти чудовищные тексты и тем самым дальше отвечать перед зрителем. Многих талантливых молодых актеров испортило телевизионное «мыло». Конечно, есть исключения в сериальном потоке, но их так мало...

— Трудно ли быть сегодня Татьяной Дорониной?

— Трудно. Талантливым актером сегодня быть трудно. Они не нужны. Именно потому, что они привыкли и любят работать. А на то, чтобы много работать, сегодня нет времени. В антрепризах все надо делать быстро. Нищета, в которой прозябают многие драматические театральные актеры, толкает их на то, что они соглашаются участвовать в антрепризах.

Сегодня очень много талантливых актеров среди молодых, особенно среди выпускников ЛГИТМиКа (ныне Академия театрального искусства. — Прим. ред.). Но проявить себя им мешает низкий уровень драматургии и режиссуры.

Мы становимся бездуховными и жадными. Жадными не до знаний… Устремляемся в погоню за деньгами. А ведь деньги никогда не были в России главной ценностью.


Подготовили Зинаида АРСЕНЬЕВА и Болеслав Соколов

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх