Газета выходит с октября 1917 года Thursday 23 января 2025

Татьяна Кузнецова: Шампанское всегда найдется!

Для многих она знаменитая Дама с камелиями и прима Комиссаржевки. Кто-то вспомнит ее театральные работы в БДТ и Александринке. Татьяна Кузнецова — лауреат «Золотого софита» и Македонской «Золотой маски».

Для многих она знаменитая Дама с камелиями и прима Комиссаржевки. Кто-то вспомнит ее театральные работы в БДТ и Александринке. Татьяна Кузнецова — лауреат «Золотого софита» и Македонской «Золотой маски». Сегодня — она Ева из нашумевшего спектакля «Одиночество в Сети» на сцене «Балтийского дома», который собирает полные залы вот уже полтора года. Но сама Татьяна признается, что ее приятное одиночество — с книгой…



Люблю, когда кто-то заходит на чашку чая

— Сегодня твоя жизнь протекает между Питером и Москвой… Тебе нравится такой ритм жизни?

— Год назад Светлана Врагова, руководитель московского театра «Модерн», пригласила нас с Василием Соловьевым-Седым, внуком знаменитого композитора. В спектакле «Один мужчина, одна женщина» по пьесе Татьяны Москвиной мы играем вдвоем несколько новелл, каждый — по четыре персонажа. Мои героини — от директора клуба «Светлячок» с объемным телом и рыжей копной волос до богемной поэтессы Регины Морской. Этакие питерские барышни в поисках любви и счастья. Нужно быстро переодеваться, перевоплощаться… Люблю этот спектакль. И в Москву с удовольствием езжу, принимают замечательно. Всегда прихватываю пару лишних дней, чтобы посмотреть что-то новенькое и встретиться с друзьями. Многие мои друзья разъехались, потому что считают, что в Питере жить непросто. В Москве легче, и имея деньги и не имея, найти свою нишу. Там больше возможностей. Но и в Питере не все спит. Происходят премьеры, открываются выставки…

— Следишь за этим?

— Это часть моей жизни. Вряд ли мне удастся с головой залезть в мою собственную берлогу. Я очень люблю, когда кто-то просто проходит мимо и заходит на чашку чая. Это, правда, все реже и реже. Но, слава богу, пока существует.

у нас был курс безумцев

— Ты ведь окончила ЛГИТМиК, курс Агамирзяна… Что особенно вспоминается сегодня?

— У нас был очень яркий курс. Никита Михайловский, Алеша Нилов, Дмитрий Поднозов… Курс безумцев. Тогда мне казалось, что мы живем в невероятно красивое время. Чувствовали другое дыхание. На один билет могли вчетвером уехать в Москву или автостопом в Ригу.

— Как отнеслись к твоему решению «учиться на артистку» родители?

— Мой папа всегда пел, мама танцевала. Мама мечтала учиться в Вагановском училище, но когда  семья вернулась из эвакуации, было уже поздно, на год опоздала. Работали мои родители в Институте телевидения, создавали аппаратуру для космоса. Достаточно долго не верили в мои силы, но отнеслись к моему выбору мудро: наблюдая и не мешая. Только потом, когда им со стороны было сказано много приятных слов обо мне, удивились: «Да? Неужели? Хорошо».

Нужно творчески участвовать в любви


— «Одиночество в Сети» — одна из самых модных и востребованных у зрителя театральных постановок Петербурга. Как работалось над этим спектаклем?


— Проходил кастинг, и мне было сказано: «Иди, познакомься, очень интересный режиссер». Не могу сказать, что я была в восторге от литературы, мелодрам я наигралась в своей жизни. Но мне хотелось познакомиться с Генрихом Барановским, постановщиком спектакля... У него своя школа, он ставил «Федру», Достоевского, Джойса… И я понимаю, что мне интересно именно с этим режиссером. Он сам находился в поиске, сам писал инсценировку. И все совпало. После 25 лет работы в театре понимаешь, что многое переиграл, постоянно ищешь новую зону, в которой может возникнуть свежее дыхание. И в «Балтдоме» такое произошло.

— Ты часто говоришь о своих друзьях. А что еще дает силы в жизни?


— Безусловно, семья. Моя дочь — это листья, мама — это корни, любимый человек — это сердце.

— Ты веришь в гармонию между мужчиной и женщиной?


— Мы ищем и вымаливаем годами свою половинку. И чтобы встреча состоялась, нужно уметь отказываться от иллюзий. Мы же сами не всегда принцессы. И поэтому требовать от своей половинки, чтобы он был принц ВСЕГДА, тогда надо и самой быть ВСЕГДА принцессой. Важно принимать и верить, что Господь не посылает тебе чужого. Часто чужое более привлекательное, но нужно помнить, что в таком случае не будет гармонии. А когда сердце говорит, что это твое, нужно любить, творить и жить. Творчески участвовать в любви.

Главная роль

— Дочка чем занимается?

— Она заканчивает Школу русской драмы. Уже играла со мной спектакль.

— Ты одобрила этот выбор?


— Когда она училась в школе при Русском музее, у них каждый год в декабре проходил театральный фестиваль. Меня все время просили поставить какой-нибудь спектакль в их классе. Я не всегда успевала, и классе в 9-м подключила к процессу своего старшего брата. И он, наверное, по блату дал Варюшке главную роль. А учительница попросила поставить «Принцессу Грезу» — четырехактную трагедию в стихах. Я была уверена, что эти 17 листов мой ребенок не выучит никогда. А на премьере поняла, что та интонация, та легкость, та воздушность, которую я искала всю жизнь с бесконечными тренингами и пробами, — все это у нее внутри. Тогда я сказала: «Да. Почему нет?»

Зачем нужно вязать крючком


— Татьяна, паузы в работе, простои как переносишь?


— Еще год назад я была удовлетворена целиком и полностью. Правда, я очень много переиграла. Внутренне говорила: «Я устала от театра, хочу в кино. Хочу паузы, хочу немного полежать с книжкой». И все это случилось: спектакль в Москве, поездки, акции, эпизод в сериале у Хотиненко. И вдруг совсем недавно началась  паника. Дичайшая… Внутри у меня вновь возникла творческая потребность искать и открывать нечто новое. Если я созрела — сделаю, не буду ждать. Если внутри что-то рождается, нужно обязательно это воплощать.

— Очень решительно для зависимой профессии актрисы. Зависимой от режиссера, возраста, удачи, наконец…

— Раньше меня приглашали в разные театры, постановки, я их выбирала. И этому периоду я безумно благодарна. Но иногда нужно уметь остановиться, иначе пойдут бесконечные повторы. Однажды я поняла, что не могу раздвинуть свои рамки, что Дама с камелиями висит грузом за моей спиной. Это красиво, мило, но скучно. Да, я люблю серый цвет, но не серость. Конечно, я рискую.

— Как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанское…

— Шампанское найдется. Всегда. А вот когда комок нереализованных вещей подпирает к горлу, а ты даже назвать не можешь, что это такое… Когда назовешь, уже понятно, что делать. Это как вязание крючком.

— ???


— Мы однажды ехали с гастролей 38 часов в поезде. И если в первый день наше купе представляло собой некое грузинское кафе, то во второй все актрисы достали крючки и стали что-то плести из ниток. Я была растеряна, так как вязать не умела, но крючок для меня нашелся... и теперь, в сложные моменты, когда я растеряна, я что-то вывязываю. Мне приятно, что в Швейцарии, во Франции и Лондоне женщины ходят в связанных мною беретиках, а мужчины — шапочках.


Беседовала Лариса ЗОРИНА



ДОСЬЕ

Кузнецова Татьяна Борисовна родилась 2 февраля 1963 года в Ленинграде.

Заслуженная артистка России (1997).

После окончания театрального института была приглашена в Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, где прослужила 16 лет и сыграла более 30 ролей. В те же годы Татьяна Кузнецова играла в спектаклях Театра «Русская антреприза» им. А. Миронова.

В 1999 году Кузнецова была приглашена в Александринский театр, впоследствии перешла в труппу этого театра.

Призы и награды


За роль Елены в спектакле Театра «Русская антреприза» им. А. Миронова «Чудаки» М. Горького (режиссер П. Шерешевский, 1998) Татьяна Кузнецова была удостоена высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».

В 1992 году была признана лучшей театральной актрисой года за роль Анны Франк.
В 1995 году получила премию Французского института культуры за роль Маргариты Готье.
В 1997 году была удостоена премии Театрального фестиваля в Македонии (г. Охрид) за лучшую женскую роль — роль Джельсомины в спектакле «Прощай, клоун!».


Избранная фильмография

«Экипаж машины боевой», «Три лимона для любимой», «Время любить», «Изыди!», «Женская логика-5», «Мы странно встретились», «Литейный, 4».

↑ Наверх