Газета выходит с октября 1917 года Monday 29 июля 2024

«Татьяна, милая Татьяна, с тобой теперь я слезы лью…»

Как появился праздник российских студентов

Вот уже более четверти тысячелетия, с середины XVIII века, российское студенчество ежегодно 25 января отмечает свой собственный, не похожий на другие торжества праздник — Татьянин день. Что это за дата? Чем ей обязана наша учащаяся молодежь? И почему столь радостное веселье «осенено» нежным и тонким женским именем?
В конце 1740-х годов незамужняя и бездетная государыня императрица Елизавета Петровна привычно сменила поклонника. Правда, на сей раз после долгого и искреннего единения. Пристрастившегося к хмельному Алексея Разумовского «обошел» юный граф (и с той поры — дворцовый камергер) Иван Шувалов, который был на 18 лет моложе своей державной возлюбленной. Царский выбор оказался на редкость удачным: вместо очередного полуграмотного орла-красавца в интимных монарших покоях обосновался знающий, начитанный, высокообразованный человек, способный в нужную минуту оказать, как выразились бы сегодня, разумное интеллектуальное воздействие на могущественную патронессу.
И такое воздействие не замедлило проявиться. Не единожды переговорив с Михаилом Ломоносовым, Шувалов стал озвучивать при дворе идею, которую вынашивал еще Петр I. Он предложил открыть в Москве — географическом и духовном сердце России — первый русский университет. Царица, естественно, не возражала прекрасному фавориту. Высочайший указ был подписан 12 (23) января 1755 года. Ныне в соответствии с нормами григорианского календаря «набежало» (к XX — XXI векам) еще два дня, и знаменательная дата переместилась на 25 января.
Число и месяц выбрали не случайно: просвещенный аристократ очень хотел доставить удовольствие своей матери, Татьяне Ратиславской. Иван Шувалов попросил Елизавету Петровну утвердить важную бумагу 12 января, в материнские именины, когда Православная церковь славит знатную римлянку Татиану, исповедовавшую Закон Христов и погибшую от рук языческих палачей во II веке новой эры. Впоследствии благородную Татиану («устроительницу»), что ухаживала за больными и помогала беднякам, канонизировали — причислили к лику святых мучениц.
Праздновать Татьянин день стали не сразу — где-то с 1860-х — 1870-х годов. Поначалу торжество отмечалось только в Первопрестольной — как рождение Московского университета. Ликовала практически вся Москва: после короткой официальной церемонии и молебна разливалось настоящее народное море — неудержимое и бесшабашное. Антон Павлович Чехов, наблюдавший в 1885-м за всплеском общественного восторга, подытожил свои впечатления в шутливом фельетоне: «В этом году выпили все, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что замерзла… Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали, жарили Gaudeamus, горла надрывались и хрипели… Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди». Даже полицейские проявляли похвальную политкорректность: они никогда не задерживали «по юбилеям» нетрезвых, пошатывавшихся студентов. Кстати, особым студенческим шиком (прежде всего, конечно, в Татьянин день) считалось поедание на морозе кисловатого моченого яблока. Позднее праздник распространился на все русские города, где действовали высшие учебные заведения.
Татьянин день надолго «умер» после Октябрьской революции. Умер вместе с другими пережитками проклятой буржуазии — новогодними елками, артистическими бенефисами, офицерскими погонами, уличными салютами. Потом все это понемногу восстановилось. Но с Татьяниным днем (как и с колокольным звоном) вышло сложнее: название упиралось в христианскую традицию и потому затрагивало идеологию, догмы материализма. Старинная дата «ожила» лишь в 1980-х, на закате совет-ского режима.
25 января 2005 года Владимир Путин подписал президентский указ, присвоивший молодежному торжеству статус общегосударственного праздника.


Яков ЕВГЛЕВСКИЙ

↑ Наверх