Тайны императорского огорода (окончание)
Мы отправляемся в Стрельну, но не в помпезный Дворец конгрессов — Константиновский. Едем чуть дальше — к маленькому деревянному Дворцу Петра Первого. Но во дворец тоже не зайдем. Цель нашего путешествия сегодня — дворцовый огород.
(Окончание. Начало в номере за 2 июня)
«Предохранить проживающих от плохих приходящих»
Мы с Еленой уже спустились с горки и под шелест дождя ходим между аккуратных грядок.
«Здесь у нас представлен огород на голландский вкус, — продолжает она рассказ, — когда Петр в 1696 году впервые оказался в Голландии, он обратил внимание: голландцы из-за того, что каждый клочок земли у них — дефицит, выращивают на своих огородах вместе лекарственные и пряно-вкусовые растения на одних грядках. То же царь сделал и в Стрельне».
В Стрельне буйно цветут тюльпаны 23 сортов!
И теперь на современном музейном огороде растут 25 видов таких растений — для лечебных целей и для того, чтобы добавлять в пищу. Интересно, что лекарственные растения — потомки тех, царских, были собраны современными музейщиками на территории угодий Константиновского дворца прямо перед началом его масштабной реставрации в 2000 году. Теперь-то там никаких лекарственных растений не найдешь. А на стрельнинском огороде произрастает просто кладезь народной медицины — вылечиться можно от макушки до пяток. Вот тысячелистник. Русский крестьянин знал: стоит на покосе порезать ногу — надо срочно выжать на рану сок этого растения, содержащего вещество, которое помогает крови быстро свернуться. Известно, что Александр Македонский брал с собой в походы высушенный и истертый в порошок тысячелистник — не было лучшего антисептика, который сыпали прямо в колотые и рубленые раны. Для современников Елена Кузьменко напоминает о более актуальных по нынешним временам свойствах растения — от склероза хорошо помогает, чистит сосуды от бляшек, снижает холестерин.
Вот всем известный гравилат речной — растет по берегам и поймам рек. А ведь его корни по своим вкусовым качествам вполне заменяют корицу. Растут здесь мята, мелисса, шалфей, пустырник и валериана — не раз выгоняли отсюда запьяневших местных котов. Напомним, что именно аптекарские огороды Москвы и Санкт-Петербурга стали впоследствии крупнейшими в империи ботаническими садами.
Лена показывает мне ничем с виду не примечательное растение, отрывает листик: «Пробуй, не отравишься!» Это пижма бальзамическая или канупер (на немецкий манер — кануфер). На Руси всегда использовалось для маринования грибов и огурцов. Но вот Петр рекомендовал сажать канупер перед входом в дом, считалось, что он преграждает путь недругам. «Дабы предохранить проживающих от плохих приходящих», — говаривал император. Но и сейчас кроме мистической защиты канупер можно просто добавлять в салаты и мясные блюда — вкусно.
Первый русский пчеловод
Впервые в 1710 году из Дерпта Петр привез ульи в Стрельнинскую мызу. Именно Петр — первый пчеловод Российской империи, с гордостью утверждают в Стрельне. До этого на Руси было распространено бортничество — бортник в лесу искал дупла, где селились пчелы, разорял их, соты забирал. Никаких ульев.
Пчелиные ульи появились в России при Петре Первом.
В Стрельне сейчас можно рассмотреть дуплянки из липы — такие, как при Петре. До-шла до нашего времени и фраза императора про культурное пчеловодство: «Сие заведение Петр сделал для опровержения мысли, будто пчел нельзя развести так далеко к северу и так быстро к морю». В современных дуплянках пчелы не живут — тогда бы ни о каких экскурсиях на исторический огород и речи не было. Но музейщики хотят устроить тут выставку исторических ульев. Есть описание пчельника от 1802 года: «Ширахский пчельный запасный ящик, стеклянный английский, немецкий и французский стеклянные садки, саксонские стеклянные ящики, богемские и российские стоячие и лежачие ульи».
Огород в течение сезона меняет убранство. В мае роскошно цветет коллекция из 23 сортов тюльпанов — всего высаживают 10 тысяч луковиц, потом цветут лилии и пионы, потом ирисы, хризантемы, заканчивается сезон цветения пышными георгинами. Кажется, что цветы георгина — непременный осенний атрибут, а ведь появился цветок в России довольно поздно — в 1842 году. Здесь, в Стрельне, представлен практически весь спектр цветов, которые росли в Российской империи начиная с петров-ских времен и до 1917 года.
Дары на Яблочный спас
«Огород служил для обеспечения царских нужд, но избытки продукции в XIX столетии продавались свободно — приходи, собирай, заплати», — говорит Елена Кузьменко и добавляет, что сейчас это невозможно, поэтому все дары Стрельны распределяются между сотрудниками ГМЗ — «зеленя пайка» никогда не помешает. Но рассказать про царский огород на специальной экскурсии здесь могут охотно, а также дать грамотный совет о том, как сделать так, чтобы и на вашем огороде с ранней весны и до поздней осени цвели и плодоносили растения.
19 августа здесь празднуют Яблочный Спас — в голландские вазы в партерах дворца укладывают яблоки, которые созревают здесь же. А 5 сентября яблоки в вазах сменяются овощами — кабачками, патиссонами, репой. Всеми дарами этой земли, ставшей щедрой благодаря любви людей.
Тот самый водоем, образованный взрывом бомбы.
Мы стоим у небольшого прудика в низине. Вокруг цветы. Это не исторический водоем — во времена царей его не было. Сюда уже в двадцатом веке, во время Великой Отечественной войны, упала мощная авиабомба, образовав воронку, которая потом наполнилась водой. Когда организовывали музей и царский огород, решили воронку не засыпать — пусть будет и как чаша с водой, и как память.
Галина АРТЕМЕНКО, фото автора
Метки: Музейное дело Сады и огороды
Важно: Правила перепоста материалов