Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

Те, кто выжил в катаклизме, пребывают на Гоа

Один за другим не вышли в прокат два фильма Сергея Соловьева «2-АССА-2» и «Анна Каренина». «Одноклассникам» повезло чуть больше: в прокате они есть, но в ограниченном. «Слабо умное» кино от Сергея Соловьева «Одноклассники» — о духе времени, детях, их родителях и умалишенных.

Дружба сына сталелитейного магната (Константин Крюков) и дочки другого, не менее солидного папы (Соня Карпунина) к окончанию школы логично перетекла в любовь, и выпускной они гуляют уже в качестве самой красивой пары школы. В это время их родители напиваются до полного восторга в дорогом ресторане, ностальгически исполняют песню «Я готов целовать песок, по которому ты ходила», строят планы относительно будущего своих детей и разъезжают по Москве на лимузине, размахивая российским флагом. Спустя несколько лет после того как на выпускном были счастливо выброшены за борт туфли от кутюр и золотой болван, выданный в качестве приза, мальчик-мажор будет спорить с бывшим одноклассником и другом «семьи» (Аристарх Венес) о том, не сошла ли с ума его боевая подруга, постигающая азы драматургии на курсах драмы и комедии, а подруга в это время взрежет себе вены кухонным ножом. Оклемавшись, попытается сбежать с другом семьи в Петербург, где встретит доброго ангела наших дней в лице скульптора-алкаша (Михаил Ефремов), который отведет ее к месту тайного захоронения Виктора Цоя. А после того как не поможет и Петербург, двинет к земле обетованной наших дней — Гоа, куда вслед за ней отправится все тот же друг, и встретит еще одного знакового юродивого (Даниэль Ольбрыхский); и все вместе они будут как дети, вышагивая по залитому солнцем гоанскому пляжу.


Соня Карпунина, Аристарх Венес и Константин Крюков сыграли молодых людей, неудачно протестующих против всего и всех.


Один за другим не вышли в прокат два фильма Сергея Соловьева «2-АССА-2» и «Анна Каренина». «Одноклассникам» повезло чуть больше: в прокате они есть, но в ограниченном. И вроде бы Соловьев этому даже рад — кому надо, те посмотрят, а кому не надо — тем не надо. Людей, которым всерьез может понравиться это «слабо умное» (именно так, в раздельном написании, определяет жанр сам режиссер) кино, в самом деле вряд ли найдется много, ибо маразматическая составляющая, которую так пестует в своем творчестве режиссер Соловьев, достигает здесь апогея. И не очень ясно — намеренно это сделано или так получилось, потому что иначе уже не получается.

История создания фильма прекрасна своей необязательностью — студентка Соловьева Соня Карпунина принесла ему новеллу про девочку и суицид. Мэтр забрал новеллу себе, оставил от нее лишь сам суицид, а начало и конец придумал сам, в качестве отступных отдав Соне главную роль в фильме. Сценарий они писали вместе, часто находясь на разных континентах; Ольбрыхский появился в фильме случайно, управлять Михаилом Ефремовым, судя по репликам режиссера, было довольно сложно — по определенным причинам. Многие события фильма рождены в процессе съемок под влиянием разного рода обстоятельств. На экране между тем все тоже довольно необязательно — от нелогичных поступков якобы протестующих молодых до предсказуемого поведения слишком типичных взрослых. Странные, немного аутичные дети, обескураженные тем, что предлагает им жизнь, интересовали Соловьева всегда, равно как и насквозь абсурдная реальность. Со временем увеличивалась и степень аутизма, и степень абсурда, что в данном случае пригодилось режиссеру для откровенной иллюстрации к конфликту поколений. Дети — странные, почти святые, родители — кондовые, примитивные, ничего, кроме материальных ценностей, детям передать не умеющие. Дети сопротивляются этой жизни как умеют (тоже вполне кондово, между прочим) — режут вены, потом сбегают на Гоа. Выбрасывают в океан мобильные телефоны. Взаимопонимание встречают только в лице алкоголика и сумасшедшего. Несмотря на изобразительные изыски, все это неуловимо раздражает. Есть ощущение, что тебя обманывают, пытаясь выдать за маразматический шедевр нечто банальное и не очень ладно скроенное.

Сергей Соловьев всегда здорово снимал про молодых; и сейчас говорит, что с молодыми ему комфортно и интересно. Кажется, интерес этот носит не слишком живой, а — если можно так выразиться — энтомологический характер. То есть скорее научный, нежели человеческий. И видно, что, может, и хочется по-человечески присоединиться, но уже не получается.

Инга БЕРГМАН


«Одноклассники». Россия, 2009. Режиссер — Сергей Соловьев. В ролях: Константин Крюков, Соня Карпунина, Аристарх Венес, Алена Бондарчук, Андрей Руденский, Михаил Ефремов, Даниэль Ольбрыхский.

↑ Наверх