Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 20 ноября 2024

Тень, знай свое место!

В Театральной библиотеке к 80-летию Театра Комедии открылась выставка эскизов и плакатов. На старинном плакате, приглашающем ленинградцев в Театр Комедии на премьеру пьесы Евгения Шварца «Тень», изображена гротескная мужская фигура.

На старинном плакате, приглашающем ленинградцев в Театр Комедии на премьеру пьесы Евгения Шварца «Тень», изображена гротескная мужская фигура. Она дана силуэтом — зловещим, изогнувшимся, с вытянутыми руками и скрюченными пальцами. Это не человек, а какая-то его темная, злая сущность — тень. Со спектакля «Тень», поставленного Николаем Акимовым в 1940 году, начался триумфальный период театра. Ведь в жизни тогда были в ходу эзопов язык, недомолвки, намеки. И пьесы Шварца, будь то «Тень» или «Дракон», вроде бы далекие от реальности, сказочные, давали зрителям множество намеков на их собственную жизнь, в которой люди боялись даже собственной тени. И как утешительно было, посмотрев спектакль, узнать, что стоит произнести заклятие «Тень, знай свое место!», как зло выпустит вас из своих страшных пут.

Свойственный творческому почерку художника гротеск, острая характерность, иногда вплоть до шаржа, определяли стиль постановок на сцене и отчасти актерскую игру, пластику. В его постановках комедия почти всегда обретала едкий, язвительный, сатирический оттенок.

Выставку, посвященную юбилею Театра Комедии, можно посмотреть в эти дни в Театральной библиотеке.

Она совсем крошечная — всего лишь одна витрина, в которой — бесценные экспонаты. Это подлинные эскизы художников, работавших с театром, — от блистательного мизантропа Николая Павловича Акимова и гремевшего в 70-е годы Игоря Иванова до современных мастеров оформления сцены — Ирины Чередниковой, Эмиля Капелюша.



Вот что рассказал Эмиль Капелюш корреспонденту «ВП» о своей работе со знаменитым театром:

— Первые свои работы для Театра Комедии я сделал еще в те годы, когда главным режиссером был Петр Фоменко. Я тогда только-только закончил институт, и мастер курса Игорь Иванов дал возможность поработать над постановкой сказки. В том спектакле играл одну из первых ролей начинающий актер Витя Сухоруков, вообще было много молодых актеров, ныне ставших известными. Я сидел ночи напролет в театре. И много делал руками. Такой стиль работы был принят тогда в театре — работать по ночам, если это нужно делу. Что, кстати, как я сегодня понимаю, было хорошо, потому что приучало к самостоятельности. Потом я сделал спектакль «Домик» по произведению Валентина Катаева (в витрине висит плакат к этому спектаклю, выполненный Эмилем. — Прим. авт.). А в последние годы я много работаю с Татьяной Казаковой.



— Как обычно строятся отношения художника с режиссером? Диктует режиссер, а вы исполняете? Или, наоборот, вы предлагаете свои идеи, а режиссер подстраивается под них?

— Бывает и так, и эдак. Если художник сам навязывает режиссеру, что для него нужно, это обычно игра в одни ворота. Нужно искать совместное решение. Мы с Казаковой часто работаем на грани конфликта, но в конце концов приходим к взаимопониманию. Многие, когда видят мои макеты, удивляются потом их несоответствию, когда выходит готовый спектакль. Почему-то многие считают, что комедия — это что-то легкое, веселое. Я же, когда работаю над оформлением спектакля, о жанре стараюсь забыть. Моя задача — сделать интересное пространство, в котором будет происходить действие.

Фото Натальи ЧАЙКИ

Прямая речь

Елена Погосова, замдиректора Театральной библиотеки:

— Ни один режиссер или художник не минует нашу библиотеку. Придя один раз, люди становятся постоянными посетителями. Это единственная в Петербурге искусствоведческая библиотека, у нас собрана вся история русского театра, его великих свершений. Сохранились замечательные дореволюционные читательские журналы, где есть автографы Всеволода Мейерхольда. А вот, смотрите, на стене — афиша спектакля «Машенька», премьера которого состоялась в январе 1984 года. На афише автограф Бруно Фрейндлиха, который был нашим преданным читателем.

↑ Наверх