Теория относительности
На Малой сцене БДТ выпускают водевиль «Квадратура круга» — едва ли не единственное советское произведение в этом жанре, сохранившееся в памяти народной: 14 и 16 марта.
На Малой сцене БДТ выпускают водевиль «Квадратура круга» — едва ли не единственное советское произведение в этом жанре, сохранившееся в памяти народной: 14 и 16 марта.
Автор «Квадратуры» Валентин Катаев — фигура, мягко говоря, неоднозначная. Человек, написавший «Сына полка» и «Белеет парус одинокий» и, в общем-то, не сильно выделявшийся среди коллег по соцреалистическому цеху, он только дважды стал знаменитым на весь мир. Один раз — в конце жизни, в 1978 году, когда в «Новом мире» был опубликован катаевский, условно говоря, «литературный роман» (по аналогии с «Театральным романом» Булгакова) «Алмазный мой венец». Поэты и писатели 1920-х выведены там под вымышленными, но очень образными именами (Маяковский — Командор, Зощенко — Штабс-капитан, Мандельштам — Щелкунчик, Пастернак — Мулат etc.), язык отличается удивительной свежестью, а истории — правдивостью. И это один из тех немногих текстов, по которым можно изучать атмосферу времени. Второй (а точнее, первый) текст, принесший автору славу и признание, написан как раз в 1920-е: водевиль «Квадратура круга» еще тепленьким поставили в главном театре страны, МХАТе, а потом и по всему миру, включая Америку. Еще бы: комната в коммунальной квартире, а в ней — две пары молодых людей, которые никак не могут разобраться в своих чувствах, отчего возникают бесконечные путаницы и смешные положения. Водевиль этот — одна из последних страниц легкости и безыдейности в истории советской литературы.
Впрочем, именно тут режиссер Иван Стависский и разглядел драматизм. Для него это — легкость на грани национальной катастрофы. Он как минимум предлагает задуматься, что будет с этими молодыми дурачками, уверенными, что родились в самой свободной стране мира, десять-двадцать лет спустя.
В спектакле занята молодежная команда БДТ — Юлия Дейнега, весьма убедительно сыгравшая Верочку в спектакле «Месяц в деревне» на Большой сцене, Мария Сандлер (экстравагантная «пиковая дама» в спектакле самого Стависского), Семен Мендельсон, Андрей Аршинников, Руслан Барабанов (номинированный на нынешнюю «Золотую маску» за роль Беляева в том же «Месяце в деревне»). Режиссерско-педагогическая работа с молодежью — конек Стависского, он грамотный и четкий постановщик, хотя большинству его спектаклей явно не хватает остроты как на уровне формы, так и на уровне идеи. Это всегда больше игра, чем высказывание о наболевшем. Тем интереснее задача, поставленная им себе при работе над «Квадратурой», — заглянуть в близкое будущее страны.