Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Терри Гиллиам. У него было достаточно времени фантазировать

Одну из главных ролей в новом фильме Терри Гиллиама — фантасмагорической сказке «Воображариум доктора Парнаса» — сыграл (должен был сыграть) Хит Леджер. Он умер, когда была отснята половина фильма, и за него доигрывали Джонни Депп, Колин Фаррел и Джуд Лоу, отдавшие потом свои гонорары двухлетней дочери Леджера.

Одну из главных ролей в новом фильме Терри Гиллиама — фантасмагорической сказке «Воображариум доктора Парнаса» — сыграл (должен был сыграть) Хит Леджер. Он умер, когда была отснята половина фильма, и за него доигрывали Джонни Депп, Колин Фаррел и Джуд Лоу, отдавшие потом свои гонорары двухлетней дочери Леджера.



— Терри, ваш фильм невозможно смотреть, не думая о том, как вы включали воображение во время работы. Сейчас все так зависимы от Интернета, от компьютера, и вдруг вы идете совершенно другим путем, показывая, что воображение, ум человека прекрасны. Что вас вдохновляло? Это ваш протест против технологичного мира, в котором мы живем?

— Ну... Знаете, самое главное, что я обнаружил в процессе, — мы, конечно, ошеломлены количеством информации, которая на нас валится. СМИ, Интернет... Я не понимаю, как в наше время люди умудряются сохранять индивидуальность. Мне повезло. Я вырос в деревне, и у нас было только радио. Так что у меня было достаточно времени фантазировать. Отсюда всё и пошло, мне кажется.

Вот с моим сыном такая история, например. У нас есть дом в Италии, где нет ни телевизора, ни телефона. И когда он был помладше, мы туда ездили с ним. Он начинал скучать уже дня через два: «А где моя компьютерная приставка?!!» Это ему заменяло всё. Моя жена говорит: «Мы должны его чем-нибудь занять!» Я говорю: «Подожди, не надо ничего делать». И еще через два дня он начинал прекрасно играть, что-то выдумывать и оживал. Ему было весело, потому что он был сам с собой. Потом мы возвращались домой, и первое, что он делал, — бежал включать телевизор. И все, сам выключался.

Я пытаюсь дать людям возможность переключиться. Пытаюсь сделать так, чтобы они научились бывать в одиночестве, наедине с собой. Отключите все это. Побудьте с собой и посмотрите, что же там. Есть ли что-то внутри или пусто совсем.

— Фильм превозносит силу воображения — и семейные ценности, домашний уют одновременно.

— Только для одного человека — для дочери Парнаса. Эта девочка — уникальный ребенок, у нее уникальный внутренний мир — и тем не менее она мечтает о товарах из «ИКЕА». Каждому свое, вот что я могу сказать. Мне нравится, что Парнас примиряется с этим в конце концов. Если это ее мечта, то так тому и быть.

— Можете вспомнить, что вы думали и чувствовали, когда услышали о смерти Хита Леджера?

— Прочтите статью в «Vanity Fair». Я порядком устал отвечать на этот вопрос.

— Как вы придумали способ закончить фильм, несмотря на его гибель?

— Я подумал: «ОК, он трижды будет проходить через зеркало и трижды превращаться. Мне нужны три разных актера». Чисто практически было невозможно заменить его кем-то одним. Я и не хотел этого делать. Да и где взять хорошего актера вот так, сразу? Мы снимаем кино. У всех плотное расписание. То, что нам удалось как-то втиснуть в наш фильм Джонни, Колина и Джуда, — просто чудо.

Я даже почти ничего не переписывал в сценарии. Речь, которую произносит Джонни Депп о ранней смерти, — многие думают, что это панегирик в честь Хита. Нет. Она была написана заранее. Этот фильм был о том, что все смертны. И вот смотрите, что вышло. Надо быть осторожней, когда пишешь...

Перевод с английского

↑ Наверх