Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 8 мая 2024

Тихвин ждет великое переселение

Территория Тихвина официально именуется депрессивной. Однако в последнее время этот город занял первые строчки в рейтингах позитивных новостей. Остаток знаменитого советского Кировского завода, бывший «Трансмаш», а ныне Тихвинский вагоностроительный завод объявил о программе «Переезд», направленной на привлечение квалифицированных работников из других регионов, с условием предоставления жилья по ипотеке в зачет оставляемого на прежнем месте жилья.

3500 рабочих мест

Территория Тихвина официально именуется депрессивной. Однако в последнее время этот город, брендами которого были исключительно историзмы — монастырь с Тихвинской иконой Божьей Матери и Музей-квартира родившегося здесь композитора Римского-Корсакова — занял первые строчки в рейтингах позитивных новостей. Остаток знаменитого советского Кировского завода, бывший «Трансмаш», а ныне Тихвинский вагоностроительный завод объявил о программе «Переезд», направленной на привлечение квалифицированных работников из других регионов, с условием предоставления жилья по ипотеке в зачет оставляемого на прежнем месте жилья. Привлекать в первую очередь предполагалось жителей города Тольятти, чей автозавод в кризис встал.

Программа утилизации старых автомобилей внесла свои штрихи в эту картину — завод на Волге заработал. О «Переезде» стало мало что слышно. Месяц тому назад председатель комитета по труду и занятости населения Ленобласти Александр Караванский сделал заявление о том, что Тихвинский вагоностроительный завод даже не предоставляет в службы занятости полной информации об имеющихся вакансиях. «Оснований, чтобы говорить о массовом переезде в Тихвин, нет», — сообщил Александр Игоревич прессе.

Тем временем на сайте завода висит впечатляющий перечень вакансий — от главного конструктора до наладчика. Сообщается о планируемой численности персонала — 3500 человек со средней зарплатой 25 — 35 тысяч рублей. Срок испытания при приеме на работу 3 месяца, с обеспечением общежитием. Открытие завода — в начале 2011 года.

Дорога на подъездах к Тихвину — зубодробилка. Обычный рейсовый автобус проделывает путь сюда от Питера за четыре с половиной часа. Мы на машине с номерами областного правительства пролетели эти 218 км с ветерком за два с половиной. Корреспонденты городских изданий присоединились к кортежу губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, отправившегося в рабочую поездку по вверенной ему территории.

Добро пожаловать

В четверг минувшей недели группа компаний, которой принадлежит вагонзавод, продемонстрировала, что проект развивается. Торжественно, с перерезанием красной ленточки, был открыт литейный цех, в чем и прибыл участвовать областной кортеж.

Преддверие Тихвина — серые избы вдоль разбитой дороги. Далее райцентр с маковками церквей. Названия улиц старой части города — Социалистическая, Карла Маркса, Коммунаров, Делегатская, Красноармейская, Советская. Это послереволюционные переименования. Далее, за 90 лет после Гражданской войны, названий почти не появилось. Следуют микрорайоны под номерами, массивы блочных домов. Типичный российский моногород при предприятии, каким и был Тихвин в советские времена, — филиал прославленного Кировского завода. При въезде на современный вагонмаш — Доска почета. 

Старая закалка

— Немедленно отойдите от рабочих! Кто вы такая, чтоб задавать им вопросы?!

В разгар интриги с русскими разведчиками, заполонившими Европу и Америку, корреспонденту «Вечернего Петербурга» также посчастливилось ощутить себя хоть чуть-чуть девушкой Джеймса Бонда. Поучаствовать в выведывании секретов райцентра. Интернациональный бизнес-проект, к которому приложили руку Израиль — США — Германия, представился учреждением старой советской закалки. Подход к рабочим вне губернаторского протокола вызвал переполох у дядечки, представившегося замвагонзавода по безопасности.

— Вы его остерегайтесь, он тип вредный, —  прошептала работница, имени которой не назовем в целях ее безопасности. — Посмотрите, какое у него лицо!

Лицо было типичное — комплекс вахтера. Оно требовало не задавать рабочим несогласованные вопросы. Мало ли чего ляпнут? Цензор требовал переместиться к перерезающему ленточку начальству — мол, только там истина и единственно верное мнение.

Рабочие стояли в сторонке от церемонии. Им по этому случаю выдали новые спецовки и каски, и они интересовались, покажут ли их по телевидению и будут ли они в Интернете. От них удалось узнать, что литейный цех, на открытие которого приехала такая толпа, запустили еще в апреле. Зарплаты рабочих около 20 тысяч. За квартиру на двух человек в Тихвине платят 2700 в месяц. Цены на продукты те же, что и в Питере. Выручает свое хозяйство — огороды с капустой, картошкой. Хранят запасы в подвалах домов. Жилье у всех семейное, делимое с родителями, получившими его от завода в микрорайонах под номерами.

Вопросы к власти

— А новое жилье, которое строится, оно для кого? — спросили рабочие корреспондента «Вечернего Петербурга». — У нас никогда не будет миллиона, чтоб заплатить за ипотеку.

Но в целом, сказали, они и этой работе безмерно рады. Прежде у каждого были несчастливые прецеденты бесплатного труда на частников, в основном в лесопромышленных фирмах. А здесь стабильность: завод!

Свобода слова и право на мнение — дело принципа. Хотя замвагонзавода по безопасности уже и хватает за локоток, продолжаем разговор с рабочими.

— О чем бы вы хотели спросить у губернатора, если он к вам подойдет?

— О жилье. Где квартиры для молодежи? — горячится парень в каске. — Однокомнатная квартира стоит миллион.

— Меня не столько новое жилье интересует, сколько ветхое, — сообщает скромная женщина средних лет. — Я в 4-м микрорайоне живу, что выходит прямо на администрацию. У нас последний ремонт стояков был в 1982 году. Зимой батареи холодные. Вода ржавая. Люди хотят знать, доживут ли до качественной воды.

— Еще, — добавила женщина, — я бы сказала губернатору, что надо навести мосты туда, куда люди ходят на родник за водой. Мост у Пещерки и мост на Фишову гору от монастыря. Они были деревянные и совсем сгнили.

Власть в кортеже

Однако в путь. Вместе с губернатором инспектируем строительство нового жилья. Вереница черных «вольво» и «ауди» поднимает пыль. Жара. По прибытии не все чиновники и выходят из машин. На постройки и работу гастарбайтеров можно посмотреть из салона с кондиционером. Смысл дальнего прогона такого количества транспорта с номерами  областного правительства неочевиден — в эру информационных-то технологий.

На месте губернатор выслушивает заверения в том, что строительство ведется со всеми необходимыми разрешениями. Да, в принципе это можно было узнать не выходя из кабинета. Увидев, что каркасы сооружены, едем дальше.

Пункт Тихвинский монастырь. Монашество жалуется губернатору на плохие дороги к святым местам района, а также просит льготу на электричество. Монастыри, говорят, живут за счет паломников, а в зимнее время паломничество идет в минус, при том что отопление поддерживается.

— У нас тариф 2 рубля 83 копейки, а в Петербурге в храмах и в монастырях рубль 25 копеек, — аргументируют чины церкви.

Губернатор обещает рассмотреть. Просьбы к нему — также от матушки Тавифы из Введенского монастыря: сселить мирян из нескольких жилых домов, стоящих на территории монастыря. Губернатор выдвигает версию переселения светской публики в то жилье, что строится по программе «Переезд».


Матушка Тавифа готовит своих воспитанниц в монахини.


Эх, огурчики-помидорчики

По приглашению матушки Тавифы журналисты посещают Введенский монастырь, в котором монашествуют семь сестер и стоят три двухэтажных деревянных дома, заселенных мирянами. У сестер и мирян — конфликт. Семьи последних выезжать из ограды монастыря не желают.

— Я 30 лет здесь прожил, как приехал со Смоленщины, — рассказывает «Вечернему Петербургу» пенсионер Виктор Нестерович. — Здесь наша семья, баня, огород. Огурчики-помидорчики, все свое. Пруд. Из одних камней с огорода я целую дамбу соорудил. Ну не поеду я в бетонную квартиру.

— Плохо к нам относятся, шумят, — комментирует конфликт мать Васса. — Иногда приходится ночью выходить, псалтырь читать, вымаливать…

Вокруг монахинь скачут две грациозные стрекозы — девочки Даша и Катя, семи и восьми лет, их воспитанницы, которые уже умеют читать по-старославянски.

— Вырастут, монахинями станут, — с улыбкой говорит мать Тавифа, взявшая на себя труд выселения мирской жизни из стен монастыря.

Понятно. Мало кто хочет переезжать вдаль от своих стандартов стабильности — ни рабочие-литейщики, ни сестры монастыря, ни пенсионер, владелец кормящего его огорода.


Справка «ВП»

Город Тихвин считается с 1773 г. Население 61,7 тысячи человек. Расположен на реке Тихвинке (бассейн Ладожского озера), в 218 км к востоку от Санкт-Петербурга. Узел железных (на Петербург, Череповец и Будогощь) и автомобильных дорог.


Фото автора

↑ Наверх