Типография и трампарк меняют профиль
Здание типографии Глича на канале Грибоедова будут реконструировать, чтобы разместить в нем медицинский центр. Сейчас строительная техника разрушает часть фасадов со стороны улицы Володи Ермака. Город утрачивает образцы промышленной архитектуры.
Здание типографии Глича на канале Грибоедова будут реконструировать, чтобы разместить в нем медицинский центр. Сейчас строительная техника разрушает часть фасадов со стороны улицы Володи Ермака. Впоследствии типографию воссоздадут в прежнем виде — комплекс рассчитан как единый, выполненный в историческом стиле. Это не первый перепрофилируемый индустриальный памятник в нашем городе, однако множество примеров говорит о том, что здания, подобные типографии Глича, не оценены по достоинству.
Большинство памятников промышленной эпохи как раз предназначены для перепрофилирования — это закономерный во всем мире процесс. Однако в Петербурге отсутствует четкая система дезурбанизации, она идет в основном стихийно. Получается, что в отдельно взятых случаях решающую роль в сохранении здания играет либо желание застройщика, либо невнимание профильных ведомств, приводящее к разрушению от времени.
— Положительных примеров перепрофилирования таких памятников не много, — считает Маргарита Штиглиц, сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). — Завод «Красный треугольник» сейчас приводят в порядок, работа, правда, идет медленно — видимо, из-за нехватки средств. Другой хороший пример — это Музей воды в здании «Водоканала». Но по большому счету ярких примеров нет. Заброшенным стоит газгольдер на Обводном канале. Несмотря на то что это привлекательная территория, планы по его перепрофилированию строятся только на уровне дипломных проектов. КГИОП ни с кем до сих пор не заключил охранное обязательство.
Другой памятник промышленной архитектуры — комплекс Товарищества Невской бумагопрядильной мануфактуры на Синопской набережной — также пострадал от невнимания. Трубы фабрики, которые носили романтические названия «Вера», «Надежда» и «Любовь», практически утрачены. Осенью этого года демонтировали «Веру» и «Надежду» — из-за аварийного состояния они представляли собой большую опасность. Остался лишь небольшой фрагмент «Любови». Также уже разобрали несколько фабричных зданий из красного кирпича по улице Красного текстильщика. Скоро снесут и «Любовь» — сейчас труба опасно кренится. Вопрос о включении комплекса Невской мануфактуры в списки памятников все еще не решен, и если этого не случится в течение года, объект потеряет также и статус вновь выявленного памятника. А значит, о его сохранении можно будет забыть.
Судьба Музея городского трамвая на Среднем проспекте также вызывает у горожан опасения. К нему присмотрелся инвестор — венгерская компания «Тригранит», которая планирует устроить на территории бывшего трамвайного парка дворец искусств, мультимедийный комплекс и телефабрику (об этом «Вечёрка» рассказывала читателям). Правда, Леонид Серебряков, директор Санкт-Петербургского ГУП «Электротранс», подразделением которого является музей, уверяет, что ретротрамваи не тронут. В настоящее время ведутся переговоры с комитетом по культуре о передаче музея на баланс города. Намерение сохранить музейные экспонаты подтвердил также представитель компании-инвестора Семен Краснов.
— Я был очарован музейными экспонатами, поэтому идею их сохранения мы рассматривали изначально, — сказал он.
Однако музей — это не только экспонаты, но и комплекс зданий. Ретровагоны расположены в ангарах, которые частично являются памятниками регионального значения и поэтому будут сохранены тоже лишь частично. Кроме того, недавно было принято решение оставить рельсы для выезда экспонатов, но их конфигурация будет изменена. Проект новых рельсов скоро рассмотрят в КГА. Также в ходе экспертизы было выявлено, что здание администрации бывшего трампарка имеет историческую ценность. Его сносить не будут.
— Но ведь можно было бы сделать музей, сохранив весь комплекс зданий, — говорит Владимир Федоров, руководитель общественного движения «Петербуржцы за общественный транспорт». — И заполнить его предметами-знаками разного времени: телефонными будками, тележками с мороженым… Человек, приходя туда, попадал бы то в тридцатые, то в восьмидесятые. Экспонаты можно было бы менять по сезонам.
Понятно, что этой замечательной мечте не суждено сбыться — ведь инвестор тоже имеет свои интересы, иначе смысла приводить в порядок музейную часть у него никакого нет. Так же, как и в случае с утерянными трубами Невской мануфактуры, сохранить бывший трампарк в виде музея целиком не удастся.
Фото Натальи ЧАЙКИ