Газета выходит с октября 1917 года Thursday 4 июля 2024

Торт «Киевский». Акцент американский. Наши!

Корреспондент «Вечёрки» побывал в семье экс-чемпионов



Ксения Макарова — настоящий чертик из табакерки. Год назад навела шухера на дебютном для себя чемпионате России, заняв первое место. В этом сезоне сделала ход конем: отметив Новый год вместе с семьей в питерской квартире своих родителей, она не полетела в США, где до сих пор каталась и жила, — осталась в Северной столице, сменила тренера: Виктора Петренко на Евгения Рукавицына.
…Напомним, родители Ксении — известные в прошлом питерские «парники» Лариса Селезнева и Олег Макаров долгое время по совместительству были соответственно хореографом и тренером своей дочки. Корреспондент «ВП» напросился к ним в гости.

Задержка «по метеоусловиям Питера»

...«Сталинский» дом на Малой Охте. На трамвайной остановке у метро «Новочеркасская» снега намело — выше вагонного пола!
Хозяев дома не было. Олег Макаров и Лариса Селезнева возвращались от родителей через парк, решив сократить дорогу, — ну и застряли в огромных сугробах…
— Ну дела, мы чуть не утонули: у меня все ботинки наполнились снегом, — еле вырвавшись из плена, заметил Макаров, когда они с трудом пробралась к парадному.
…Метель, неубранные кучи снега — в Нью-Йорке огромная редкость. Однако знаменитые фигуристы радости отнюдь не испытали. Лариса Селезнева возмущается — Нью-Йорк убрали бы практически за сутки. А про город Ньюбург, что под Нью-Йорком, где они постоянно проживают в Америке, и говорить нечего.
Удивительно, как же решилась Ксения Макарова сменить комфортный обустроенный Ньюбург на Питер — ведь Академия фигурного катания, где одиночница отныне тренируется, каждый год весной или теплой зимой погружается в воду: тазики, лужи на полу — именно так по крайней мере утверждает конкурентка Ксении Алена Леонова, которая, рассказывают, живет неподалеку от дома Макаровых.
«Было страшно, — утверждает девушка. — Но я уже привыкла. Благо бабушка и дедушка живут в пяти минутах от меня, я с ними вижусь каждый день. А с американскими учителями в школе пока переписываюсь по электронной почте».

«Кто в шоу, кто в депутаты»

...В советские времена это была коммуналка — даже статус четырехкратных чемпионов СССР, двукратных чемпионов Европы, призеров чемпионатов мира и Олимпийских игр не давал Селезневой и Макарову возможности улучшения условий своего проживания. Но сейчас с этим все в порядке — прежних жильцов расселили, а в четырехкомнатной квартире Олег в середине 1990-х годов сделал ремонт по новомодному проекту — в кухню и гостиную из коридора ведет открытый арочный проем. Ну а жилые покои хозяев остаются за плотно закрытыми дверями.
Кстати, Олег Макаров и Лариса Селезнева свою квартиру не сдавали — чтобы было где остановиться в родном городе, куда они регулярно приезжают. Теперь апартаменты оказались как нельзя кстати.
На кухне гостеприимные хозяева стали отогревать слегка замерзших журналистов горячим чаем с настоящим «Киевским» тортом. И пока Ксения не пришла — она выбирала подарки для своих американских друзей, мы смогли поговорить с ее родителями.
Лариса Селезнева и Олег Макаров в свое время стали далеко не единственным спортивным дуэтом, превратившимся в семейный. Однако большинство таких семейных пар распались после завершения спортивной карьеры. Селезнева и Макаров — одно из немногочисленных исключений. Кого еще назвать? Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Людмила и Николай Великовы. Кто еще?
«Все очень просто, — смеется Лариса. — Все те, кого вы назвали, — мы, Белоусова и Протопопов, Великовы — продолжают работать вместе на льду. Людмила и Олег выступают, мы и Великовы тренируем. У нас сохранилось объединяющее нас дело».
«А бывает, после ухода пары из большого спорта она подается в шоу, а он — в депутаты, — смеется Олег Макаров. — Какая уж тут семья?»

Разговор с акцентом…

Но вот появляется и Ксения Макарова. Правда, тортика мама отрезает ей совсем малюсенький кусочек, при этом просит нас не фотографировать Ксюшу за поеданием сладкого. Мол, станет известно тренеру…
«На семейном совете мы решили передать Ксюшу другому специалисту, — объясняет Олег Макаров. — Все-таки родители и тренер — это совсем разные вещи. Грань — она должна быть. А когда дочка постоянно находится с нами — и дома, и на льду, — эта грань перестает существовать».
Кстати, в группе у Галины Змиевской, в которой Ксения Макарова тренировалась до Нового года, занимался американский фигурист Джонни Вейр.
«Джонни хорошо говорит по-русски, и вообще он без ума от всего русского, — рассказала Ксения. — Ходит в спортивном костюме с надписью «Russia», в футболке с надписью «Russia». И даже когда он должен быть одет в национальные цвета США, на нем все равно перчатки с надписью «Russia».
Сама же Ксения говорит по-русски с легким, но заметным акцентом, подчас подбирая слова. «Я уже думаю по-английски, а потом перевожу то, что хочу сказать, на русский», — признается девушка.
«Да, это наш недосмотр, — сокрушаются Лариса и Олег. — Но что тут поделаешь — хотя мы дома говорим только по-русски, большую часть времени Ксюша находится вне дома — в школе, на катке, с друзьями, говорит в основном по-английски. Правда, по-русски она читает. И пишет — хотя и с ошибками».

…И без оного

«Зато по-английски Ксения говорит совсем без акцента. И очень бойко — поговорите с ней», — посоветовали ее родители.
И Ксения по-английски действительно говорит с пулеметной скоростью. Рассказывает, что учится в 12-м классе, занимается по усиленной программе, поскольку 11-й класс закончила с оценкой по американской шкале 96,8 из 100 возможных («Это безусловная пятерка», — пояснил Олег Макаров), в качестве предметов, которые будет сдавать на выпускном экзамене SAT (аналог нашего ЕГЭ), она выбрала историю США и, вопреки утверждениям некоторых СМИ о том, что у нее нет способностей к математике, именно этот предмет. А больше всего ей нравится криминалистика. В свое время Ксения даже выбрала колледж в Нью-Йорке, где смогла бы изучать понравившийся ей предмет. Но в то же время она подумывала и о поступлении в университет в Бостоне, где очень хороший каток.
Кроме того, Ксения сдала много экзаменов досрочно — осталось лишь 4, основных в американских школах. Видимо, для этого после чемпионата в Берне Ксения на время вернется в США — завершить обучение экстерном. И — обратно в Питер.
Ведь фигурное катание — для нее главное дело.

Борис ОСЬКИН
Фото автора



↑ Наверх