Газета выходит с октября 1917 года Monday 22 июля 2024

Тот, кто тебя бережет

Внимание, нас снимает скрытая камера! Денно и нощно, более чем в 1100 точках города. Информация передается в городской мониторинговый центр. Центр нас не только видит, но и слышит, принимая экстренные вызовы по телефонному номеру 004.

Внимание, нас снимает скрытая камера! Денно и нощно, более чем в 1100 точках города. Информация передается в городской мониторинговый центр. Центр нас не только видит, но и слышит, принимая экстренные вызовы по телефонному номеру 004.



Кошек снимайте сами

О существовании некой универсальной экстренной службы многие горожане узнали только этим летом — из расставленных на тротуарах рекламных щитов: «Прорвало трубу? Испорчена антенна? Засорился мусоропровод? Эвакуировали машину?.. Поможем в сложной ситуации. Звонок бесплатный».

— В любой ситуации поможете? — решили мы проверить потенциал службы спасения.

— Говорите!

— А если кошка забралась на дерево под окном и сутки напролет орет? Приедете спасать?

— У нас здесь серьезные вызовы. Не занимайте наше время, — укором прозвучало на том конце провода.

«Действительно, вы хотя бы раз видели кошку, которая умерла на дереве?» — переспросил уже при личной встрече один из руководителей службы Борис Петухов.



— Любой гражданин должен соизмерять, требуется ему помощь специалистов либо он справится с ситуацией своими силами. Неужели вызывать пожарную машину спасать кошечку? Есть коммерческие фирмы, их полно.

«004» принимает экстренные вызовы, требующие реакции оперативных служб. В прошлом году ею было обработано около 550 тысяч звонков — преимущественно по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. На каждый вызов заводится карточка учета и направляется в электронном виде для исполнения в соответствующую оперативную службу.

Обращения горожан носят ярко выраженный сезонный характер. Например, в осенний период с началом отопительного сезона увеличивается количество обращений по вопросам теплоснабжения.

— В это время к нам иногда трудно дозвониться, — сообщает Борис Петухов. — Хотя прием звонков обеспечивают не 15 человек, как обычно, а не менее 25.

«112» подождет до 2012-го

Приемщики сигналов от населения именуются инженерами-инспекторами. Они должны иметь среднее специальное или высшее образование, уметь общаться с людьми и ориентироваться в жизни, в самых ее простых бытовых ситуациях.



К примеру, 23-летний инженер-инспектор Александр Данилов — педагог по образованию. Педагогическое образование, делится он, помогает вести диалог с абонентами, находить понятные им слова и настрой.

— Я должен общаться так, чтобы заявителю было приятно со мной работать и комфортно воспринимать информацию. Моя обязанность разъяснить ему его права и обязанности. Предложить варианты решения проблемы.

— Служба выросла из центра для приема обращений граждан по вопросам ЖКХ при комитете по энергетике и инженерному обеспечению, — рассказывает ее историю Борис Петухов. — Затем было принято решение замкнуть все экстренные службы на единый номер, и наша площадка для этого идеально подошла. В соответствии с постановлением правительства РФ от 25.08.08 до 2012 года по всей стране должен был быть запущен единый номер службы спасения — 112.

До момента перехода на номер 112 в Петербурге действует прежний экстренный номер 004. Сама служба «004» — в подчинении Городского мониторингового центра, входящего в комитет по информатизации и связи правительства города.

Насмотришься тут всякого

В дополнение ко «всеслышащему уху» существует и «всевидящее око». Это более 1100 камер видеонаблюдения. Они установлены в Центральном, Петроградском, Василеостровском районах и в наиболее людных местах, где возможны критические ситуации. Например, у СКК. Операторы отдела координации и мониторинга круглосуточно дежурят, сверяя «картинку» с хроникой поступающих сюда же, в режиме онлайн, происшествий. Это дубляж сообщений на номера 01, 02, 03 и 04. Также отслеживаются новости о происшествиях, возникающие на информационных интернет-порталах, — дежурные заглядывают на них каждые полчаса.

— Допустим, поступил сигнал о ДТП на таком-то участке, — поясняет начальник отдела координации и мониторинга Герман Медведев. — Мы вызываем на мониторе запись, уже сделанную, если этот участок находится в поле обзора видеокамеры, и фиксируем происшествие.

Запись хранится вечно — если она иллюстрирует то, что произошло. Она пригодится для следствия, для судебных разбирательств. Если в поле обзора камеры происшествий (зафиксированных!) не было — запись стирается через семь дней.

Пока мы разбираемся в технологии мониторинга, кое-что происходит. Один из операторов подзывает: занятное ДТП. Прокручивает назад. На пересечении Ждановской набережной и Большого проспекта Петроградской стороны едут мирно рядышком автокран и шевроле. Автокран слева, шевроле справа. Неожиданно шевроле выходит на левый поворот, подрезая автокран. Получает заслуженный шлепок по багажнику.

Теперь ГИБДД затребует видеозапись и будет составлен протокол о нарушении ПДД водителем автомобиля…

Но это так, мелочи жизни. Смотрим кое-что посущественнее, что утром на новостных лентах проходило под заголовком «В кафе на Петроградской стороне ночью произошел взрыв газового баллона».

Адрес: Большой проспект П. С., 34/36. Время — 3.20 после полуночи. К летнему кафе, что под тентом, подходит человек в капюшоне. Бросает в створки палатки бутылку с зажигательной смесью. Удаляется. Из кафе выбегает охваченный пламенем человек, за ним другие, валят его на землю, тушат огонь. 3.25 — взрыв первого баллона. Всего четыре взрыва. Кафе сгорает на глазах за считанные минуты. Криминал, а вовсе не неосторожное обращение неквалифицированного персонала с газовыми баллонами.

Насмотришься тут всякого. Категории происшествий выведены на экран: избили, ножевое ранение в общественном месте, открытый люк на автодороге, шум и громкая музыка на улице, пьяный водитель, гастарбайтеры в доме, подозрительная машина, разбойное нападение на магазин, жалобы на действия сотрудников милиции.

Курите за углом, курите!

Видеокамеры этого «всевидящего ока» установлены преимущественно у социальных объектов — у детских игровых площадок, детских садов, больниц, школ. Они — в тандеме с кнопками тревожной сигнализации в социальных учреждениях. К счастью, «кнопка» всерьез еще ни разу не тревожила. То гардеробщица ее случайно нажмет, то детишки побалуются. Или пожарная сигнализация сработает, если в яслях молоко на кухне убежало.

Спрашиваю, могут ли вывести на монитор улицу Мира, на которой находится наша редакция. Есть такая улица под наблюдением! Ведь тут детский сад — приближают изображение гуляющих малышей. А вот и школа — обзор фасада отличный. Вход. Углы здания, за которыми обыкновенно прячутся курильщики. Бедолаги, они даже не предполагают, что всех их партизанские вылазки в переменку — под контролем «всевидящего глаза».

Фото автора

Круглосуточно и официально

  •  Служба «004» отвечает на звонки горожан 24 часа в сутки.


  •  В понятие «экстренный вызов» входят сообщения:


о непорядках в деле предоставления жилищных и коммунальных услуг,
недостачах в обеспечении нормативных режимов вoдo-, тeплo-, гaзo- и электроснабжения.

  •  По номеру 004 также следует сообщать о проблемах в дорожном хозяйстве города — например, об открытых люках, неработающих светофорах — обо всем, что способен заметить зоркий глаз бдительного горожанина.


  •  Звонок на 004 имеет статус устного обращения гражданина в органы власти — на запрос обязан последовать официальный ответ.


  •  Вопросы-ответы фиксируются в карточке особой формы — она принимается в качестве документа судебными инстанциями.


  •  Подкованные граждане, состоящие в переписке с инстанциями, охотней всего обращаются теперь именно к инспекторам службы «004» — делегируя им право быть «футболенными» чиновниками разных рангов. Порой один и тот же запрос службе приходится гонять по инстанциям по 20 раз!
↑ Наверх