Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Учебник для безумцев, зараженных литературой

О «Литературной матрице» корреспондент «ВП» расспросила Павла КРУСАНОВА — известного петербургского прозаика и главного редактора издательства «Лимбус Пресс». Один из составителей «Матрицы» и автор вошедшего в нее эссе «Шинель Замятина», Крусанов называет идею альтернативного учебника «провокационной» и «еретичной».

 


— Есть устоявшееся мнение: если один писатель рассказывает о другом — он сообщает читателю о себе больше, чем о своем «герое». Справедливо ли это в отношении авторов «Литературной матрицы»?
— Правило это вовсе не универсальное, хотя во многом верное. Что при замысле «Литературной матрицы», без сомнения, было учтено. Писатель — это в первую очередь стиль, и чем лучше писатель, тем безошибочнее мы опознаем его с первого предъявления даже по небольшому фрагменту. Все остальное, что вложено в книгу писателя, может быть описано как пламенная публицистика, проповедь, анекдот, школа жизни и так далее. Стиль — то вещество литературы, которое удерживает остальные составляющие текста в поле художественного. В этом смысле писатель, рассказывая о другом писателе, классике и титане, все равно невольно рассказывает о себе, поскольку использует присущую своему художественному дарованию стилистику. Этот эффект заложен в идею «Матрицы», в результате чего издание дает представление не только о внимательном современном прочтении классики, но и рисует адекватную картину того, что представляет собой сегодняшняя русская литература.
— Большинство авторов с уважением отнеслись к читателям, не став измышлять некий упрощенный язык, якобы только и доступный подросткам. Но интересна и обратная связь. Доводилось ли вам слышать отзывы школьников о «Матрице» — во время работы над книгой или после ее выхода?
— Честно говоря, «пустоголовая юность», по выражению Саши Соколова, еще не сказала об этом издании своего слова. По крайней мере я его пока не услышал. Зато сказали свое слово преподаватели и библиотекари, и их мнение вполне определенное — «это книга для нас». К сожалению, «Литературная матрица» вышла в середине учебного года, что ограничивает ее полноценное использование в текущем школьном процессе. Однако я уверен, что неклишированный взгляд на русскую классику поможет и учителю, и ученику, придав глубину и неожиданный ракурс разговору об изучаемом предмете.
— Представим себе практически невозможное — что подобная книга появилась на свет в конце 70-х и, чудодейственным образом обойдя все цензурные рогатки, попала в руки школьникам. Могло бы это каким-либо образом повлиять на формирование мировоззрения вашего и ваших сверстников?
— Безусловно. Не всем повезло со школьным учителем литературы, способным рассказать о классике не по учебнику, показать Достоевского или Маяковского не зеленой бронзой, а живыми людьми, создавшими живые книги, способные вызывать в нас сегодняшних не зевоту, а сильные и порой преображающие нас чувства. Подобные фантазии ни к чему нас не обязывают, однако, полагаю, в семидесятых такая книга вызвала бы скандал национального масштаба, но реально повлияла бы на судьбу не многих. Как была бы тогда, так и сегодня «Литературная матрица» адресована в первую очередь тем безумцам, кто заражен, кто болен литературой, как болеют первой любовью.
— Вы пишете, что Замятина, подобно Акакию Акакиевичу, сгубила «шинель»: в его случае — не принятые соотечественниками/современниками стиль, интонация, форма. Значит ли это, что писателю следует «обновлять гардероб» по сезону? Или стоит уповать на то, что когда-нибудь — как Замятину — благодарные потомки отобранную шинель вернут?   
— Проблема Замятина не в «новой шинели», под которой разумеется роман «Мы», а в том, что окололитературные ухорезы ее у него «увели», то есть не позволили публиковать на родине и организовали беспрецедентную травлю автора. О том, что современники этот роман не приняли, — нет и речи. Его не приняли партийцы от литературы. И пример Замятина как раз учит нас не менять одежку по сезону. Он учит чувствовать не конъюнктуру дня, а сам вышний замысел о времени. И если ты его почувствовал, то стой, как свая, и всех перешибешь. Даже если это произойдет и после собственной физической смерти.

↑ Наверх