Уголок скрытых надежд
Книгу «Комарово — Келломяки. Статьи, воспоминания» представили в «Полутора комнатах» Бродского — будущем музее
Книгу «Комарово — Келломяки. Статьи, воспоминания» представили в «Полутора комнатах» Бродского — будущем музее
И как когда-то во времена молодости Бродского, эти полторы комнаты были полны народу — пришли сюда те, кто создавал книжку, для кого Комарово стало частью жизни.
В коммунальном коридоре вешалки ломятся от верхней одежды, писатель Валерий Попов теряет шарф и находит. Попов, кстати, «унаследовал» в Комарове ахматовскую «будку». Как пишет о нем в книжке еще одна «комаровчанка» Татьяна Москвина: «Он периодически высовывается из «будки» и кричит туристам: «Я не Анна Ахматова. Я писатель Валерий Попов!» — и в этом смиренно-горделивом возгласе есть нечто вроде скрытой надежды»… Валерий Попов в свою очередь вспоминает, как Виктор Соснора «зарывал «маленькие» под елками… а потом не мог найти. Зарывал, чтобы сразу не выпить, а долго и мучительно их искать…».
Воспоминаний о годах, совсем недавно ставших историей, в этой книге много. «В истории «петербургского мифа» поселок Комарово давно занимает особое место, странно пародируя судьбу города. Как и Петербург, поселок возник «умышленно», на месте бывшего финского заповедника… Как и Петербург, он с самого начала застраивался по плану, в отличие от других, «укорененных» поселений. Отсюда жесткая схема: четкая сетка улиц, как бы зажимающая пространство, накапливающая энергию», — пишет о поселке одна из авторов книги Ирина Снеговая, краевед, директор музея «Келломяки — Комарово».
О том, что в Комарове удивительно пишутся стихи, о возникновении здесь творческих замыслов — именно здесь братья Стругацкие придумали сюжет «Пикника на обочине», а Александр Володин писал «Осенний марафон», об ощущении этих мест — эта книга, которая соединила в себе краеведческие и архитектурные очерки с редкими фотографиями архитектора Рафаэля Даянова, с ностальгией по ушедшей навсегда имперской дачной эпохе и воспоминаниями об истории недавней.
Вот на комаровских дорожках появляется Анна Ахматова, «превращает Комарово в Царское Село», как писал Наум Берковский Тамаре Сильман. Вот двое суток читают другу другу стихи Александр Житинский и Валерий Попов, Даниил Гранин и Евгений Лебедев во время тотального дефицита отправляются «промышлять в магазин». Лебедев рассказывает продавцам разные истории и за это получает возможность купить дефицит. «Великий артист, он (Лебедев. — Ред.) к тому же был дивный рассказчик», — пишет Гранин. Случаи, эпизоды — смешные, трагичные, трогательные… И в то же время, как отмечает Гранин: «Комарово — это деятельная пора нашей российской интеллигенции, той, что уже не существует. Интеллигенция кончилась. Остались интеллигентные люди, интеллектуалы. Комарово 60-х — 80-х было одним из оазисов интеллигенции как некоей функциональной части общества. Тоталитарный режим заставлял сплотиться, протестовать, защищать справедливость. Интеллигенция мало что могла, но все-таки это была достаточная сила, которая перед лицом этого государства хотела, пыталась и могла объединиться».
Книга «Комарово — Келломяки» — это уже второй выпуск издания. И продолжение следует: ждут своего часа «биографии» отдельных зданий Келломяк, судьбы владельцев, имена архитекторов. «Для уточнения такого рода сведений будет проводиться работа с документами периода до 1940 года, которые находятся в Финляндии в городе Миккели», — пишут авторы издания.
Галина АРТЕМЕНКО
Фото автора
Метки: Книжный клуб
Важно: Правила перепоста материалов