Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Улица гастарбайтеров

Такие сейчас есть на каждой стройке. На одной из них побывали корреспонденты «Вечернего Петербурга».

(Продолжение. Начало в номерах за 30 и 31 августа)



— Построиться, приготовить документы, вынуть руки из карманов!

Это не старшина строит новобранцев в армии. Это инспекторы УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области упорядочивают иностранных граждан, задержанных в ходе рейда на Ропшинском шоссе.

Как пояснили корреспондентам «Вечернего Петербурга» проводившие мероприятие сотрудники отдела по организации иммиграционного контроля УФМС, данное проверочное мероприятие осуществляется на предмет соблюдения миграционного законодательства со стороны работодателей, привлекающих на работу иностранных граждан.


Квартиры с видом на лужайку.

Оцепление не помогло

Война между миграционной службой и строителями — почти холодная. Адреса проверяемых объектов заранее не разглашаются. Даже рядовые инспекторы не знают, куда едут. О маршруте следования осведомлен только старший по группе. Он и указывал путь водителю.

После достаточно долгих переездов мы прибыли на Ропшинское шоссе, где на 3-м участке идет строительство нового жилого квартала. Проверочное мероприятие осуществлялось сотрудниками УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области совместно с сотрудниками УВД по Петродворцовому  району Санкт-Петербурга и ОУФСБ в Петродворцовом районе Петербурга в рамках проведения очередного этапа операции «Нелегальный мигрант».

В задачу милиции кроме всего прочего входило оцепление объекта. Но с этим милиционеры не справились. Не успели инспекторы УФМС войти на стройку, гастарбайтеры, как тараканы, рванули в разные стороны — и по лестницам, приготовленным в разных местах ограждающего территорию забора, один за другим перемахивали через него и мчались в поля.

Сотрудники УФМС с досадой наблюдали за массовым исходом гастарбайтеров: «Надо было ОМОН брать». Но тем не менее сбежать удалось не всем. И внимание инспекторов переключилось на менее ловких мигрантов.

 


В гости зашел?

Первым делом их надо было организовать. Тут-то и раздалось: «Построиться, приготовить документы, вынуть руки из карманов!»

Ладно, первые два пункта понятны. А зачем руки из карманов вынимать? Оказалось, в целях личной безопасности. Как пояснили корреспонденту «ВП» сотрудники УФМС, сюда на заработки приезжают самые разные люди. Есть спокойные и мирные, а есть такие, кто в кармане может нож, отвертку, а то и пистолет спрятать и применить оружие против представителей власти. Но обошлось без инцидентов. Мигранты вели себя мирно. Но суетно.

Журналистам с непривычки было не разобраться. Но сотрудники миграционной службы в обстановке ориентировались. Одних провели к автобусам. Других выстраивали на улице. За третьими ходили по пятам, когда те направлялись в бытовки за документами. Четвертых заставляли сбивать замки с вагончиков, поскольку многие из тех, кто сбежал, унесли с собой ключи.

Иностранных рабочих разделили по группам, то есть по месту работы в той или иной компании. Всего на территории строительного объекта осуществляют свою деятельность 7 организаций: ЗАО «Монолит Стандарт», ООО «ПСК», ООО «Континент», ООО «Строймонтажсервис», ООО «Скиф», ЗАО «ПромМонолит», ЗАО «Леноблдомстрой», которые выполняют функции работодателей.

Самое сложное в таких рейдах, пояснил один из инспекторов, — доказать, что гастарбайтер работает: «Например, у мигранта, задержанного на стройке, есть паспорт и свидетельство о постановке на миграционный учет, а разрешения на работу нет. Но он говорит, что просто пришел в гости к землякам. И попробуй докажи обратное».

В общем, кроме мигрантов инспекторы первым делом находят прорабов и бригадиров, у которых уже собирают информацию о том, кто где работал.

В данном случае из 40 проверенных иностранцев три узбека и четыре таджика не имели разрешений на работу, шесть узбеков затруднились пояснить, в какой организации они трудятся, а пятеро вообще были без каких-либо документов.

Мой адрес — не дом и не улица

Пока инспекторы УФМС проводили необходимые мероприятия, корреспонденты «ВП» решили присмотреться к обстановке, в которой обитают мигранты. Этот участок на стройке называют улицей гастарбайтеров. Ходить по ней лучше в резиновых сапогах — в некоторых местах грязь по щиколотки. Вдоль «улицы» с двух сторон размещены поставленные друг на друга в два этажа контейнеры. Внутри — двухъярусные койки. В каждую бытовку помещаются по четыре-пять человек. Но, судя по всему, всем желающим мест не хватает. Вдалеке автокран совершал странные маневры с новенькими контейнерами, пытаясь продлить «улицу гастарбайтеров» еще на одну двухэтажную секцию.

Это — «фасад». Во «дворах», как полагается, хозяйственные постройки — туалет (дырка в земле, прикрытая деревянной коробкой в человеческий рост), кухня (два кострища с подставками для котлов), сушилка (натянутые веревки, на которых сохла постиранная одежда). На одном кострище даже пыхтел казан. Мы полюбопытствовали у бегающих туда-сюда таджиков, что там готовится. Оказалось, так котел чистят после завтрака. Металл нагревается, остатки пищи сгорают, а потом соскабливаются.

 

Холодильник внутрь уже не помещается.


Платят мало. А за что?

Чуть поодаль сидел мужичонка в робе и курил. Оказалось, наш — наладчик 6-го разряда. Краны обслуживает. Зовут Вася. Рассказал, что он специалист экстра-класса (один починил 50-тонный кран), а эти нерусские вообще ничего не умеют: «Берут числом. Их тут столько, что не счесть. И все разные. Одних привозят, других увозят, третьих опять привозят. Вот два дня назад как раз привезли новых. Вы напишите, что русских без работы много сидит. Вон у меня друзья на Обуховском заводе. Средняя зарплата 12 — 13 тысяч рублей. Пригласят куда-нибудь за 15 тысяч — пойдут. Все со специальностями. А гастарбайтерам, видимо, вообще копейки платят. Крановщиц только наших держат».

Тут и крановщицы присоединились: «Нас-то не уволят. А вот деньгами поприжать могут. До кризиса хорошо получали, а как он начался, сразу же в два раза зарплату понизили. Получаем по 25 тысяч рублей. А представьте, мы ведь на эти деньги сюда, на Ропшинское шоссе, из Петербурга ездим. Вы спросите у строителей, какой им смысл гастарбайтеров нанимать? Пусть они им копейки платят. Но если бы те за эти копейки что-нибудь делали! Нам под краны по паре мигрантов дали стропальщиками. Так стропальщики — это специальность, а эти кранов отродясь не видели. Мы их под стрелу просто не пускаем».

Потом корреспонденты «ВП» решили заглянуть в бытовки. Шли с опаской —  некоторые мигранты как-то подозрительно чесались. В одном контейнере увидели собрание таджиков. Сидят довольные, что-то бурно обсуждают. Оказалось, у них все документы в порядке. А работа стоит. Вот они и сидят.

Тысячи на еду хватает

Мы сразу же спросили, сколько им здесь платят. Говорить с нами начал самый старший, Дальшет:

— Кому как. Тем, кто только приехал и мало что умеет, 4 тысячи рублей дают, другим 6 тысяч, 8 тысяч платят. Тем, кто со специальностью, 12 тысяч могут заплатить, но это редко. Чаще всего говорят: не нравится, уходи — на твое место три человека в очереди стоят.

— А какой смысл вам сюда за 4 тысячи приезжать? Да еще в таких условиях жить?

— Ну это поначалу, а потом можно и больше получить. Но для нас и это деньги. Вот Зафар, он 4 тысячи получает. Тысячу отдает в общий котел. На эти деньги он здесь ест целый месяц, что-то себе на расходы оставляет. А две с половиной тысячи рублей отправляет родным. А там это нормальные деньги. В Таджикистане ведь вообще постоянной работы нет. Сегодня найду у какого-нибудь богатого подработку. Он даст 100 рублей. Потом три дня буду без работы сидеть. Потом опять найду. Получу еще 100 рублей. Потом буду пять дней без работы сидеть.

Закончив разговор, мы пошли к автобусам УФМС. Инспекторы, как оказалось, уже всех узбеков и таджиков посчитали. Всех, кто без документов, отправили в милицию для выяснения личности, а тех, кто попался без разрешений на работу, отвезли в Петродворцовый отдел УФМС, которому уже предстоит выписывать штрафы работодателям. Достаточно чувствительные. Ведь за каждого гастарбайтера без документов компания должна будет выплатить от 250 до 800 тысяч рублей штрафа. Сколько же таджиков можно было бы нанять на эти деньги?

Фото Натальи ЧАЙКИ


Продолжение в завтрашнем номере «ВП».

 

Ссылки на предыдущие главы

Вам муж не нужен?  1 часть

Вам муж не нужен?  2 часть

↑ Наверх