Урал, Урал-река… Вода холодней штыка
5 ноября исполнилось 75 лет со дня премьеры «Чапаева». Утром 5 ноября 1934 года у входа в кинотеатр «Титан» в Ленинграде появился написанный от руки плакат: «Сегодня новый звуковой фильм «Чапаев». Когда на экране появилась надпись «Конец фильма» и в зале зажегся свет, зрители продолжали сидеть на своих местах, словно завороженные.
5 ноября исполнилось 75 лет со дня премьеры «Чапаева».
Утром 5 ноября 1934 года у входа в кинотеатр «Титан» в Ленинграде появился написанный от руки плакат: «Сегодня новый звуковой фильм «Чапаев».
Когда на экране появилась надпись «Конец фильма» и в зале зажегся свет, зрители продолжали сидеть на своих местах, словно завороженные. Пришлось директору кинотеатра лично обратиться к народу: «Товарищи, всё!»
Тогда не было еще никакой рекламы, но отлично сработало сарафанное радио. Народ толпами шел в кинотеатр с транспарантами: «Мы идем смотреть «Чапаева»!» Так рождалась легенда.
«Максим» теперь стреляет холостыми
Накануне 75-летнего юбилея легендарного фильма корреспонденты «Вечёрки» отправились на «Ленфильм».
Чтобы прикоснуться к легенде — не только в переносном смысле этого слова, но и в прямом: ведь на студии хранится знаменитый пулемет «максим», который снимался в этом фильме и был, если можно так сказать, третьим в любовной истории между Петькой и Анкой. А еще нам обещали показать бурку, в которой Чапаев рассекал на своем ретивом коне.
...Небольшая комната заставлена, завешана оружием самого разного калибра. Над письменным столом красивый затейливый узор составлен из шашек и сабель. На креслах множество пистолетов, револьверов, наганов…
Это рабочий кабинет начальника оружейно-пиротехнического цеха Аркадия Георгиевича Алексеева. Бывший военный летчик, он, выйдя на пенсию, пришел на «Ленфильм» и стал здесь «главным по оружию».
Пулемет стоит в отдельной (так называемой офицерской) комнате на большом столе и сверкает как начищенный самовар. Как шутит Аркадий Георгиевич, у них «максим» часто так и называют: самовар!
Аркадий Алексеев:
— У меня в хранении находится 869 стволов — пулеметы, винтовки, пистолеты… Конечно, пулемет «максим» — один из самых знаменитых моих «подопечных». Ведь он снимался в легендарном «Чапаеве». Этот фильм — наша гордость! Уже не осталось никого, кто работал над фильмом. А пулемет, как видите, жив и здоров. Он не только прекрасно выглядит, он еще и стрелять может! Но сейчас — только холостыми патронами! На «максиме» марка Императорского Тульского завода. «Тело» его весит 28 кг 250 г. Еще примерно столько же — ствол. Воины таскали его на себе. И это была тяжелая работа.
— Попробуйте поднять!
Мы попробовали. Ни я, ни фотограф Наталья Чайка оказались не в состоянии не то что поднять, а даже сдвинуть с места тяжеленный пулемет.
— Аркадий Георгиевич, как же могла его таскать Анка-пулеметчица? Это ж даже не каждому здоровому мужику под силу!
— Видимо, сильная была девушка Анка! Революционерка!
— «Максим» требует какого-то особого ухода?
— В принципе нет. Иногда мы делаем небольшой ремонт. Но в целом он рассчитан на долгий срок, сработан на совесть. И еще иногда снимается в кино!
Бурка в огне не горит и в воде не тонет
В хранилище костюмов нам обещали показать бурку, в которой снимался Борис Бабочкин.
Бурок в костюмерной несколько. И никто точно не может сказать, в какой именно он снимался. Но вот эта, которая недавно демонстрировалась на юбилейной выставке «Ленфильма» в Невской куртине Петропавловской крепости, выглядит точно так же, как на экране. Это кавалерийская бурка — длинная, до щиколоток (для пеших воинов делались короткие и без шва), с двумя швами по бокам, которые образуют жесткие, остроугольные плечи.
Примеряю на себя. Да, тяжеловата, пожалуй! Зато тепло! Кроме того, бурка не промокает, ею можно было накрываться на привале… Сам-то Чапаев, как известно, на коне ездить не мог из-за ранения, а передвигался на красном «паккарде», конфискованном у адмирала Колчака. Но образ, созданный Борисом Бабочкиным, был так выразителен, что сегодня представить Чапаева без бурки и папахи невозможно.
Классика мирового кино или агитка?
За. Александр Поздняков, киновед, режиссер:
— «Чапаев» — фильм исторический. И при этом — чистая легенда. Но легенда настолько убедительная, что веришь: все именно так и было. Хотя и белый генерал Владимир Каппель никогда не наступал на чапаевские части, как показано в знаменитой сцене психической атаки; и Чапаев не погиб, переплывая реку Урал…
Замечательна игра артиста Бориса Бабочкина. Он соединил в образе своего героя простоту, мужественность, наивность и волю. Получился фильм, близкий и понятный любому человеку. Потому что режиссеры опирались на архетипы. Долго искали финал фильма. Выбрали трагический — Чапаев погибает красиво: тонет в реке Урал, которая воспринимается как Стикс. И его трагическая смерть вызывает у зрителя катарсис — очищение через страдание.
В этом фильме есть саспенс, когда нагнетается эмоциональное напряжение до тех пор, пока оно не достигает своего апогея. Знаменитая сцена психической атаки войска генерала Каппеля вошла в историю мирового кино как классический пример монтажного искусства. Эта сцена занимает в фильме 50 кадров. Они идут и идут. А Анка все медлит, не стреляет, потому что хочет подпустить их поближе… И вот, когда зрительские нервы уже не выдерживают, в дело вступает пулемет.
«Чапаев» — это фильм-миф, который выразил национальную идею. Сталин смотрел «Чапаева» десятки раз. И образ Чапаева — это не столько образ красноармейца, сколько образ романтического героя. Помните кадр, когда Чапаев в последний момент появляется как долгожданный спаситель? Он мчится на коне, в развевающейся бурке, с шашкой… Это же классика кино. Из этого кадра, из этого образа потом вышли многие герои, в том числе и голливудские. Чапаев в бурке похож на Бэтмена!
Против. Олег Ковалов, режиссер, кинокритик:
— Фильм «Чапаев» я впервые посмотрел на детском утреннике в кинотеатре «Зенит», куда меня привела бабушка. До этого я много слышал от своих одноклассников, что это, как сейчас говорят, крутая картина, и думал, что это какой-нибудь вестерн. Но, посмотрев, не смог разделить восторг класса. Потому что уже тогда меня не удовлетворила картина Гражданской войны, примитивное деление на красных и белых, я догадывался, что в жизни все было сложнее. В эпоху оттепели на экранах было много картин, даже советских, которые были намного интереснее по форме, а любой фильм стран социалистического лагеря был в сто раз интереснее «Чапаева».
Один из секретов его популярности заключается в том, что он вышел в 1934 году, когда был первый съезд Союза писателей, на котором Горький провозгласил метод социалистического реализма. И в литературе еще не было таких книг, а в кино уже был «Чапаев». Фильм появился в нужное время в нужном месте. И конечно же, успеху способствовала сама фигура Чапаева в исполнении Бабочкина, он создал образ человека из народа, очень обаятельного, каждый хотел себя с ним идентифицировать. Бабочкин говорил, что он хотел сделать образ трагичным, показать Чапаева и прекрасным, и ужасным, но сцены расстрелов вырезали, и герой стал идеализированным, а в первом варианте фильм был жестче.
Думаю, этот фильм похоронила его идеология, мы не можем выдержать такой мягкий показ Гражданской войны — после «Конармии», «Белой гвардии» и литературы 20-х годов.